15 марта закончился прием заявок от претендентов на высший государственный пост Казахстана. Подписные листы для сбора голосов в свою поддержку на данный момент получили действующий президент Нурсултан Назарбаев, глава Федерации профсоюзов Казахстана Абельгази Кусаинов, претендент от КНПК Тургун Сыздыков, самовыдвиженцы Лимана Койшиева и Канат Турагельдиев. Почему среди кандидатов не оказалось лидера оппозиционной партии Жармахана Туякбая, мы спросили у его заместителя по партийным делам — Петра Своика.
— Петр Владимирович, почему оппозиция все-таки не стала участвовать в выборах?
Петр Своик, зам. председателя ОСДП:
— Досрочные выборы имеют очень серьезный смысл для действующего главы государства. Через год ситуация действительно может стать достаточно сложной для его переизбрания. Он сам говорит об очень серьезном кризисе, о том, что не все государственности переживут этот мировой передел, и оно на самом деле так. Пожалуйста: история с Москвой, с Путиным, все это показывает, что все очень непросто. Для нас же, для всех остальных, для избирателей, журналистов, для ОСДП как политической партии эти выборы никакого смысла не имеют.
Незачем выходить на соревнования с заведомо определенным победителем.
А что касается наших программных установок, то мы их и раньше отстаивали, и во время этих выборов будем отстаивать, и после этих выборов будем отстаивать. Нам избирательный момент ничем в этом смысле не помогает.
— Решение оппозиции не участвовать в выборах уже комментируют и подвергают критике другие кандидаты на пост президента. В частности, на прошлой неделе самовыдвиженец Мэлс Елеусизов заявил: «Я не понимаю, почему оппозиция не идет на выборы. Зачем она тогда вообще нужна?»
— Мэлс мой личный друг, и я его очень люблю. Но его участие в этих выборах я кроме как насмешкой над ним самим и над выборами иначе расценить не могу. Если уж на то пошло,
Мэлс на моей памяти последние 20 лет участвовал во всех без исключения выборах. От президентских до парламентских, акимовских, маслихатовских. Во всех. Я вот только не знаю, участвовал ли он в выборах в председатели КСК.
И ни в одних этих выборах он не выигрывал. Как можно всерьез относиться к кандидату Елеусизову?
— А к какому кандидату можно относиться всерьез?
— Всерьез можно относиться только к одному кандидату. Его фамилия — Назарбаев. Вот например Абельгази Кусаинов. Я его очень хорошо знаю, это мой бывший подчиненный. Когда я возглавлял Антимонопольный комитет, он был руководителем Карагандинского антимонопольного комитета. Он очень приличный человек. Очень хороший солдат партии, я бы сказал. Он сделал неплохую карьеру: был сенатором, министром, акимом. Но если вы попытаетесь вспомнить, что он такого сделал на посту сенатора, министра или акима — ничего он не сделал. Просто ни-че-го. И в этом смысле, при всем при том, что Абельгазы я люблю и уважаю, он действительно приличный человек, у нас с ним хорошие отношения, он как кандидат — никто. И обсуждать его роль как кандидата нет никакого смысла.
— На сегодняшний день подписные листы получили еще двое самовыдвиженцев: Лимана Койшиева и Канат Турагельдиев.
— Нууу, это вообще без комментариев: шел по улице, завернул в Центризбирком, написал заявление. Страна, которая в официальном законодательстве имеет механизмы выдвижения на высший государственный пост не через системные организации, не через партии, на мой взгляд, несерьезная страна.
— Хорошо. Есть кандидат и от партии: КНПК выдвинула Тургуна Сыздыкова.
— Это вообще смешно. Они вроде парламентская партия, их даже «Хабар» показывает. Но я знаю только 3 человек. Этого смешного Жамбыла Ахметбекова, который мне запомнился только тем, что он кимоно ловко носит и дощечки ногой разбивал, больше я про него ничего не знаю. Я знаю Айкына Конурова, который действительно толковый парень и время от времени говорит очень правильные вещи, как депутат парламента. Ну и патриарха Косарева, которого мы все знаем. А больше я среди народных коммунистов ровно никого не знаю. И под самой жестокой пыткой, я слова не смогу сказать про этого, как его там фамилия? Я про него вообще ничего не знаю, хотя интересуюсь общественно-политической жизнью в Казахстане, СМИ читаю. Так вот этот человек для меня абсолютно неизвестный. Как я могу комментировать такого посланца от коммунистической народной партии?
— Может, тогда и правда стоило ОСДП участвовать в выборах?
— Почему в парламенте народные коммунисты играют смешную роль? Почему «Акжол», Партия патриотов, «Бирлик» и «Ауыл» хором выдвинули кандидата от другой партии? Почему они вообще тогда существуют, как партии, если они выдвигают кандидата от другой партии? То, что Туякбай не пошел на такие выборы — он абсолютно прав и логичен.
Выдвижение кандидатов началось 26 февраля, регистрация претендентов завершится 25 марта, затем, с 26 марта по 24 апреля, стартует агитационная кампания. До 18 марта будет работать лингвистическая комиссия по установлению свободного владения претендентами государственным языком. Досрочные президентские выборы в Казахстане состоятся 26 апреля