Традиции, толерантность и террор — вот реальность современной Европы, а совсем не свобода, равенство, братство, провозглашенные некогда на излете 18-го века. Примеры множатся.
Толерантные защитники выходцев из Африки и других бывших колоний (слова негр, темнокожий нетолерантны, а, стало быть, неприемлемы в обиходе) оказались нетерпимы к старой традиции празднования дня Святого Николая и Рождества в Голландии. Все дело в том, что голландского Санта-Клауса (Sinterklaas) сопровождает не ушастый эльф в зеленом, как мы все знаем из голливудских фильмов, а маленький мавр, негритенок в костюмчике эпохи Возрождения с большим плиссерованным воротником и бархатном берете. Этот персонаж зовется Черный Петер (Zwarte Piet), а изображают его дети, лицо которых гримируют в черный цвет. Вот именно против Черного Петера начались протесты и прошли демонстрации по всей Голландии накануне последнего рождества. Считающие себя толерантными граждане потребовали запретить красить лицо в черный цвет, по их мнению это действие – пережиток прошлого расизма. Другая часть населения возмутилась и стала протестовать против запрета, защищая тем самым старинную традицию. Никто не пострадал, поэтому об этом писали не по всему миру, а только в Голландии и близлежащих странах.
Трагедия «Charlie Hebdo» известна всем, но мало кто вспомнил о толерантности вслух, хотя, некоторые действовали с оглядкой на других, то есть – с пониманием чужих традиций и отношений. Например, в США многие издания проявили терпимость: спровоцировавший трагедию рисунок не был перепечатан, даже изображение обложки журнала на иллюстрациях к событию искажали крупные пиксели, чтобы никого не оскорбить. Вот этой оглядки на чужие традиции и терпимости не было в Париже. «Карикатуристы «Charlie Hebdo» — это часть французской традиции», — заявило большинство населения Франции и вышло на площадь, чтобы защитить свои традиции (правда, упорно говорилось о свободе слова, хотя слов использовано не было) от террора. Толерантным в этой ситуации не оказался никто. Многие постфактум заговорили о лицемерии демонстраций.
[gallery size=»full» ids=»90751,90752,90753,90754,90755,90756,90757,90758,90760″]
В связи с обострившейся после терактов Париже и Копенгагене обстановкой под угрозой оказался традиционный февральский карнавал.
Казалось бы, чего бояться? Карнавал – это просто веселье безобидных ряженых. Не совсем так.
Карнавал в Европе — это не только костюмированные шествия и представления для туристов в популярных центрах, вроде Венеции и Ниццы, это старая живая традиция, в которой тесно переплетены события истории и современные реалии, в том числе политические. Это способ «низам» высказать свою критику «верхам» в дозволенной традицией форме.
Так в главный день карнавала, розовый понедельник, последний перед началом Великого поста, в «столицах» рейнского карнавала Кельне и Дюссельдорфе проходят карнавальные шествия, центральным, самым цитируемым высказыванием которых являются огромные движущиеся карикатуры на тему актуальных мировых событий. Они представляют собой установленные на грузовики скульптуры из папье-маше, создаваемые только ради этого дня и живущие не дольше бабочки, если слегка преувеличить — сутки.
Скандалом этого карнавального сезона стала самоцензура Кельнского карнавала: еще за несколько дней до шествия было принято решение снять с участия машину, посвященную трагедии «Charlie Hebdo». Сначала ответственные «карнавальные» начальники заявили торжественно, что они за свободу выражения, за неприкосновенность традиций. Но буквально сразу после гордого заявления последовало другое: принятый до этого комиссией эскиз скульптуры реализован не будет, карикатура на улицах города не появится, потому что жители города и гости карнавала проявляют беспокойство и страх. И это несмотря на то, что эскиз проекта прошел комиссию, был признан толерантным, не затрагивающим ничьей гордости и ничьих религиозных чувств. Вот такая картинка: пресса, запертая в клетку, снаружи которой стоит смелый карикатурист (один) и точит свой карандаш в дуле направленного на него автомата, как в точилке, оружие держит боец ИГИЛ.
Жители были возмущены, но на протесты времени не было. Карнавал прошел, не затрагивая тему «Charlie Hebdo», ИГИЛа и терроризма, ограничившись другими вопросами, самым актуальным из которых было, пожалуй, затягивающееся строительство мечети в Кельне. Юмор ситуации понятен только для инсайдеров: знаменитый кельнский собор строился 600 лет, мечеть «обещала» побить этот рекорд длительности.
Кельн и Дюссельдорф, два города на противоположных берегах Рейна — старые соперники, исключительно нетерпимые друг к другу. Их историческое соперничество и периодическая вражда нашла отражение и в карнавале. Поэтому можно представить радость и иронию дюссельдорфцев в момент, когда они узнали, что Комитет Кельнского карнавала отказались от «Charlie Hebdo»-карикатуры.
Дюссельдорфский карнавал всегда был менее толерантен в высказываниях, за что критиковался неоднократно прессой, полагающей, что смеяться хорошо, но хорошо бы и границы знать. С осознанием границ было плохо: огромное количество протестов вызывали карикатуры, имеющие своей мишенью католическую церковь. За тему «церковь и аборт» на автора подавали в суд (2013 год), за «церковь и целибат» в машину другого автора даже летели бутылки с коктейлем Молотова (2003). Понятно, что карнавал с такой историей не обойдет стороной современную политическую реальность и постарается быть как можно более актуальным. Гигантская скульптура из папье-маше – как свежий выпуск газеты, издаваемой в самый последний срок.
Конечно, кроме сатиры на ИГИЛ были затронуты остальные горячие темы: Путин и Украина, Греция и Германия, Папа римский и церковь. Героем недели опять стал дюссельдорфский художник Жак Тилли, работы которого уже год назад имели огромный успех: изображение Путина с одним перекаченным бицепсом «Крым» появилось в сотнях газет и журналов по всему миру в качестве иллюстраций политических событий.
Но террор и в Германии сказал свое слово в борьбе против традиций и против толерантности, только мишенью стал не Кельн и не Дюссельдорф, а Брауншвейг. В этом городе из Нижней Саксонии из-за угрозы террористического акта было отменено карнавальное шествие, самое большое на территории Северной Германии, по предварительным оценкам на него должно было прийти более 200 тысяч человек. По информации СМИ, в том числе Der Spiegel, информация о возможном взрыве на старой площади во время празднования карнавала поступила от агента под прикрытием из среды местных салафитов. За два часа до начала шествия в воскресенье 15 ферваля вся территория была оцеплена, людей попросили разойтись по домам. Бургомистр города открыто плакал, «мы проиграли» — такой плакат появился в одном из празднично убранных ресторанов после закрытия.
Не стоит, однако думать, что карнавал в Европе настолько политизирован. Это примеры из столиц, метрополий, крупных городов. В провинции празднуют иначе – там региональные традиции побеждают глобальные, толерантность терпится с трудом, о терроре читают в газетах.