Пока в Европе разворачиваются политические баталии, в другой части света за противостоянием сверхдержав наблюдает еще один гигант — Китай. И не просто наблюдает, а делает выводы и продолжает последовательное движение к собственным целям, умело используя весь свой дипломатический потенциал.
Пекин демонстрирует поистине широчайший круг своих политических и экономических интересов. Только за последние 2 месяца китайские чиновники самого высокого ранга обсудили межгосударственное сотрудничество и вопросы международной политики
Кроме того, на 2-е февраля в Пекине запланирована трехсторонняя встреча главы МИД РФ Сергея Лаврова с главой МИД Китая Ван И и главой МИД Индии Сушмы Сварадж.
Официальные отчеты о переговорах и встречах традиционно сухи, корректны, изобилуют заверениями в дружбе и обещаниями выгодного партнерства.
Незаслуженно мало внимания мировые информационные агентства уделили еще одной новости из Китая. 29 января из Синьцзяна в Грузию отправился первый грузовой поезд. Он доставит в Тбилиси 1200 тонн строительных материалов, продуктов питания, предметов быта и различного оборудования, передает Синьхуа. Это первый сухопутный маршрут от Китая до Кавказа. Его отправная точка — город Куйтунь в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Далее состав идет через Россию, Казахстан и Азербайджан. Всего поезду предстоит преодолеть почти 5 с половиной тысяч километров за 25 дней. Доставка морем заняла бы на 5 дней больше, отмечает агентство. Расширение железнодорожного сообщения с Синьцзяном происходит в рамкам проекта по развитию «Экономического пояса Шелкового пути». Так в марте прошлого года аналогичная международная магистраль связала автономный район и Центральную Азию. В будущем полотно протянут по направлениям Синьцзян — Иран, Синьцзян — Турция и Синьцзян — Россия.
Этот «экономический пояс Великого Шелкового пути» уже называют одним из самых грандиозных глобальных проектов Поднебесной. Он предполагает создание экономического коридора из Китая до Европы через страны Центральной Азии, России и другие государства, находящиеся в ареале «Шелкового пути».
«В условиях глобализации мировой экономики транспортные проекты приобретают особую значимость: страны, не имеющие инфраструктурной базы выхода на мировые рынки, не только не могут претендовать на статус центра экономического роста, но и не в состоянии поддерживать необходимый для стабильного развития уровень благосостояния населения. В то время как страна, которая инициирует и спонсирует строительство трансконтинентальных магистралей, фактически устанавливает «внешний контроль» над производственными возможностями стран-участниц. Учитывая тактику КНР по экспорту своей рабочей силы на места реализации инфраструктурных проектов, представляется, что транспортные проекты смогут не только обеспечить Пекину контроль над перемещением товаров, услуг, капиталов, людей, но и значительно расширят демографическое и, следовательно, геополитическое присутствие в той или иной стране», пишет информационный портал Regnum.
Больше внимания привлекли обнародованные данные министерства финансов КНР за прошлый год. Так, в 2014 году доходы бюджета Китая выросли на 8,6% до $2,24 трлн, сообщает ТАСС. «В 2014 году экономическая ситуация в Китае и мировой экономике была непростой, однако сотрудники министерства финансов КНР всех уровней предприняли усилия для стабилизации доходов бюджета с целью укрепления основ социального обеспечения, повышения уровня жизни народных масс, а также оптимизации соотношения доходов и расходов бюджета», — сообщается в докладе. Темпы роста экономики по сравнению с 2013 годом замедлились на 1,6%. «Экономика страны устойчиво функционирует в условиях «новой нормы», наблюдаются позитивные тенденции стабильного роста, структурной оптимизации, улучшения качества роста и усовершенствования системы социального обеспечения», — заявил в этой связи директор ГСУ Ма Цзяньтан. Руководство Китая заверяет, что некоторое снижение темпов роста — плановое, оно необходимо, так как внушительные показатели роста прошлых лет невозможно поддерживать. По словам главы правительства КНР Ли Кэцян, «происходящие ныне процессы – следствие того, что прежняя модель, когда главными двигателями роста были инвестиции и экспорт, изжила себя. На смену ей должна прийти экономика, ориентированная на потребление».