18 января в Алматы произошла крупная авария: автобус «Мерседес» с 7-ю пассажирами протаранил 11 автомобилей и сбил 44-летнего пешехода. В результате аварии 9 человек были госпитализированы с травмами различной степени тяжести. Пока идет разбирательство, звучат самые разные версии происшествия. Нам удалось в больнице поговорить с водителем «Мерседеса», 63-летним Жангиром Бокашевым. Он рассказал не только об аварии, но и о том, с какими словами его навестило руководство парка, и о том, что толкает водителей общественного транспорта устраивать гонки на улицах Алматы.
— Расскажите о ДТП, в совершении которого вас обвиняют.
— В тот злополучный день я прошел через контроль, как и положено. Проехал 2,5 круга. На третьем круге в Казахфильме в автобус село 6 человек. На следующей остановке зашла женщина и села рядом со мной на переднее сиденье. Ехал я нормально. Через 200 метров от этой остановки есть рынок, там в двух местах пешеходный переход. Подъезжаю туда,
хочу нажать на тормоз, но педаль провалилась, нету ее!
Нету педали! Провалилась под автобус! Я начал тянуть ручник. Тяну, а там еще хлеще — он просто не работает! А там же спуск, горы. Автобус покатился вниз. Вдоль дороги припаркованы автомобили. Снес целых 9 машин! Все вдребезги. И все равно автобус не остановился. Там есть страшный поворот: резко поворачиваешь направо и сразу налево, одностороннее движение, и с двух сторон — остановка. Если бы я поехал прямо, то либо перевернулся бы, либо переехал бы людей. «Всё», — подумал, посмотрел в зеркало. Пассажирам всем сказал, чтобы ушли в конец салона — их всего семеро было. Я вижу — едет КамАЗ, он, видимо, думал пропустить меня, я же ехал по главной улице. И тут КамАЗ высунул морду, там же маленький переулок. И я врезался со своей стороны в цистерну. Я был вынужден так поступить. Лучше самому умереть, чем людей покалечить. Когда пришел в сознание, вижу, что мои ноги покореженным металлом зажало — ноги приняли весь удар. Выйти я не мог. И тут начал собираться народ, водители. Принесли монтировку, но не смогли вытащить — металл было не разжать. Так я пролежал 2 часа. Потом приехали спасатели. Они отрезали весь перед автобуса и вытащили меня. Оказалось, у меня сломаны обе ноги и руки. Оказывается, я пролежал 2 часа без сознания… Слава Аллаху, спина в порядке.
— Какую помощь вам оказали в больнице?
— Здесь все платно. Брали анализы крови, потом на ноги сделали операцию.
А операцию на руки врач запретил делать — сказал, что я не выдержу наркоз.
Сделали операцию на ноги, и я доволен этим. На правой руке два пальца не работают. Они застряли между сиденьями от сильного удара. Вены на руке были вырваны. Но самое главное — живой!
— Руководство автопарка навещало вас?
— На следующий день после моего поступления в больницу. Пришел начальник колонны и говорит: «Жаке, живым остался же! Ты давай не очерняй имя парка, не говори, что у тебя тормоза отказали. Скажи, что ты не справился с управлением». Я ему: «Ты кого считаешь дураком? Что я скажу хозяевам 9 машин? Когда меня выпишут, они же живьем съедят меня! Я должен взять всю вину на себя? Нет! Спасибо, что навестил меня и не спросил, как у меня дела». Вот такой совет дает мне руководство парка!
— Какой у вас водительский стаж?
— Я уже 36 лет вожу автобус. Начинал с совхоза, тогда возил рабочих на маленьком автобусе. Потом уехал в город. На каких только маршрутах не работал! Работал в 5, 1, 7, 6, 4 автопарках. Никогда не совершал ДТП. Я раньше работал в автопарке №4, 11 лет там проработал. Но парк закрыли, и я остался без работы. Перевелся во второй автопарк, там мне дали этот старый «Meрседес». В нем не было мелких запчастей, все растащили. Я ремонтировал автобус 4 дня. На 5-й день вышел на линию.
— Перед выездом на линию маршрута вы проверяли состояние автобуса?
— Утром мы получаем путевку, потом подъезжаем к КП, на яму. Механик выходит, все проверяет. Cтавит штамп. Вечером тоже проверяет. В этот раз я не понял, как так получилось. Старый же автобус!
— Расскажите об условиях работы водителя автобуса?
— Зарплата у нас 120-140 тысяч тенге — если работаешь хорошо, набираешь план. А работаем мы так: я начинаю первый круг в 6.20, к примеру, должен по графику сделать 8 кругов, а на деле не больше 6 получается из-за пробок. Все время уходит туда. Приезжаю в парк в 10 часов вечера. Я уже привык, что всю жизнь провожу за баранкой автобуса.
— Какой план установлен на вашем маршруте?
— Чтобы получить хорошую зарплату и премиальные, ты должен привезти 12 500 тенге за день. Еще кондуктору надо дать, у него же тоже семья. Еще и обед оплатить. Все, что выше плана собираем, остается нам. Многие водители, гонясь за планом, устраивают гонки и на дорогах. Особенно, молодежь. А набор плана чаще всего зависит от времени выхода на маршрут. Передо мной и за мной едут другие автобусы — если передний будет ехать по графику, например, у нас на маршруте интервал 8 минут, то все нормально. Но есть водители, которые стоят долго на остановке, набирают пассажиров, и получается так, что интервал срывается, я остаюсь без пассажиров. На остановках стоят «стукачи». Они говорят, сколько минут прошло с момента отъезда переднего. Если он нарушил интервал, то выхода нет, догоняешь его и обгоняешь. Что делать? План же надо выполнить! Потом устраиваем разборки, вплоть до драки. Вот такой дурдом. Мы с передними и задними общаемся только по телефону, координируемся. По любому отстаешь на 2 минуты, пассажиры ведь нужны. И если я попадаю на чужое время, я выжимаю газ и мчусь, догоняя свое время.
А когда ломается автобус, то все — конец заработку. Если вызываешь техпомощь, то они ставят автобус в гараж. Если заехал в гараж, это в минус тебе: с зарплаты снимают деньги за недобор плана и лишают премиальных. Поэтому многие стараются только предупреждать контрольный пункт и пробуют сами отремонтировать. Если не получается, то лишь тогда вызывают техпомощь.