По статистике Комитета административной полиции ДВД, за 12 месяцев 2014 года аварий из-за технически неисправных автомобилей на дорогах страны…не случилось. Ни одной. Тем не менее, законом РК «О дорожном движении» предусматривается материальное наказание для ответственных лиц, выпускающих машины после техосмотра с неисправностями.
Инициаторы нововведений видимо считают, что статья 88 закона «О дорожном движении» действительно способна заставить операторов центров ТО нести ответственность за некачественное неисполнение своих полномочий. Однако на практике все окажется совсем по-другому. Эксперты уверены – в закон заложена неработающая норма, которая в ближайшее время создаст процессуальный хаос в судебной системе.
— Задумка хорошая в теории, но на практике, я сомневаюсь, что она когда-либо сработает.
На моей памяти, а я служил в системе госавтоинспекции и дорожной полиции 32 года, ни разу нигде и никогда не получилось кого-либо привлечь к уголовной ответственности, если авария произошла по причине плохого состояния дороги. Так же и здесь. К тому же, закон «О дорожном движении» и ПДД требуют от водителя обеспечивать исправность своего автомобиля во время движения. Те параметры, которые проверяют центры технического осмотра, точно также могут контролироваться и самим водителем в процессе движения автомобиля. Это во-первых.
Во-вторых, после диагностики автомобиля не определен срок действия «гарантии». Разве осмотр один раз в год способен гарантировать исправность автомобиля в течение целого года? Неисправность произошла в результате того, что плохо была проведена диагностика, или неисправность произошла в результате естественного сбоя технических систем — это же практически невозможно установить. Поскольку есть пределы надежности любой технической системы.
И последнее. Согласно статистики дорожно-транспортных происшествий, в Казахстане происходит примерно 100 тысяч аварий в год, из них 14-15 тысяч серьезных ДТП с пострадавшими людьми. При этом по причине неисправности автомобиля не зарегистрировано ни одного ДТП.
ДТП происходит по вине водителя. Реже по вине других участников дорожного движения, например, пешеходов. Бывают, конечно, один случай раз в 10 лет, когда на полном ходу у автомобиля оторвалось колесо или шина лопнула. Но таких происшествий очень-очень мало в общем количестве.
Поэтому я практически уверен, что эта норма закона не будет работать. Хотя… может быть, она сыграет чисто психологически – оператор, который проводит диагностику ради того, чтобы спать спокойней, будет лучше делать свое дело.
— Если ДТП произошло вследствие технической неисправности, уверен, что станция, проводившая ТО, должна нести ответственность. Но тут нужно подходить взвешенно и четко определять, в каких случаях именно. И тут есть проблема. Станция должна знать, на какой срок службы рассчитаны те или иные агрегаты. Либо иметь возможность определять степень их изношенности. Если все эти переменные данные есть, тогда можно и станцию привлекать к ответственности. В существующих же условиях это разговоры ни о чем.