Проблему обеспечения внутреннего рынка страны горюче-смазочными материалами в Казахстане безуспешно пытаются решить в течение уже двух десятилетий. На нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) перерабатывается менее 18% добываемой в стране нефти. К тому же структура производства не отвечает потребностям внутреннего рынка: около 30% высокооктановых бензинов республика импортирует.
НПЗ республики работают по давальческой схеме: они получают нефть от поставщиков (порядка 55 компаний), затем перерабатывают и полученные нефтепродукты передают обратно поставщикам. Основными поставщиками сырой нефти и, соответственно, получателями нефтепродуктов являются ТОО «Petrosan», АО «КазМунайГаз-Переработка Маркетинг», ТОО «Petroleum Operaiting», ТОО «Саутс-Ойл» и компания «Litasko SА». На эти компании приходится около 86% нефти, поставляемой для переработки на НПЗ. Доля этих поставщиков в общем объеме отгруженных с НПЗ нефтепродуктов составляет по бензину – 88%, дизтопливу – 86%, мазуту – 77%.
Распределение нефтепродуктов происходит по следующей схеме. Министерство энергетики утверждает графики поставок нефтепродуктов, а именно бензина марки «АИ-80», «АИ-92», дизтоплива, социальный мазут на отопительный период, а также авиакеросин для аэропортов. Графики поставок бензина и дизтоплива согласовываются с областными акиматами и оптовыми поставщиками нефтепродуктов, и далее нефтепродукты распределяются между розничными реализаторами через региональных операторов АЗС. Однако прозрачности и гласности в распределении топлива акиматами нет, как и объяснения выделения конкретных объемов ГСМ той или иной компании. Непонятно, на основании каких критериев определяются эти объемы.
Период |
Оптовый поставщик, тенге/литр |
Розничный реализатор, тенге/литр |
Сентябрь-октябрь 2014 г. |
112 | 128 |
11-18 декабря 2014 г. |
103 | 115 |
Отметим, что когда осенью прошлого года возникла сложная ситуация с бензином, то 30 октября был издан приказ №89 министра энергетики о создании крупными сетями АЗС стабилизационного фонда топлива с запасом месячного потребления (около 200 тыс тонн нефтепродуктов — порядка 100 тонн Аи-92 и 80 тыс тонн дизтоплива). Безусловно, приказ носил рекомендательный характер, но розничные реализаторы его выполнили и до 30 ноября создали стабилизационный фонд.
Однако 10 декабря произошло понижение розничных цен на ГСМ, и многие розничные реализаторы, в отличие от оптовых поставщиков, понесли убытки на сумму свыше 2 млрд тенге. И это понятно: они покупали бензин Аи-92 по цене около 120 тенге за литр, а продавать были вынуждены по 115 тенге. Аналогичная ситуация сложилась и по дизельному топливу.
Существующее ограничение предельных розничных цен решает исключительно экономические интересы оптовых поставщиков. Поэтому необходимо, чтобы оптовые цены также регулировались государством. У оптовиков затраты минимальные, тогда как розничные реализаторы несут расходы по содержанию нефтебаз, АЗС, бензовозов, зарплате, налогам. Однако законодательное оформление принятого еще в марте 2013 года решения о госрегулировании оптовых цен на ГСМ неоправданно затягивается, поскольку ни одно из профильных ведомств им заниматься не желает.
Между тем, необходимость выстраивания не половинчатой, как сейчас, а полноценной структуры регулирования цен на ГСМ не терпит отлагательств. Государственное регулирование дает положительный результат только при учете интересов всех участников рынка, от производителей до конечных потребителей. Когда часть цепочки выпадает, то вся схема теряет эффективность.
Изменению ситуации в производстве нефтепродуктов в Казахстане в лучшую сторону препятствует целый ряд существующих в отрасли проблем. Перечислим некоторые из них. Это высокие (и продолжающие расти) тарифы на электроэнергию, что ведет к росту затрат на добычу и переработку нефти. Кроме того, на нефтеперерабатывающие заводы поступает в основном нефть, добываемая на прошедших пик добычи и теряющих мощности месторождениях.
Отечественная нефтедобыча вступила в период стагнации. Так, если до 2004 года ежегодная добыча росла в среднем на 15%, то с 2005 года – на 4,8%, а с 2011 года – всего на 0,4%. Это снижение сопровождается ростом себестоимости барреля. В частности, себестоимость добываемой на Мангышлаке нефти составляет уже около 80 долларов за баррель. На более «молодом» Тенгизе она идет (по разным данным) на уровне 25–45 долларов за баррель. В среднем по Казахстану, по словам первого вице- министра энергетики Узакбая Карабалина, себестоимость барреля лежит в районе 50 долларов.
Обещания обеспечить бензиновое изобилие в стране к 2017 году, когда завершится модернизации НПЗ, вызывают большие сомнения. Мощности модернизированных НПЗ увеличатся на 30%, что потребует дополнительно свыше 4 млн тонн сырья. А где их взять при снижающейся нефтедобыче?
Все ставки на рост объемов добычи нефти в стране сделаны на Тенгиз и Кашаган, которые, по сути, не контролируются Казахстаном, поскольку работают по Соглашениям о разделе продукции (СРП). В контрактах не предусмотрены поставки сырья на внутренний рынок. Таким образом, поскольку потребление ГСМ ежегодно растет, то Казахстану придется продолжить покрывать разницу между потреблением и внутренним производством ростом импортных поставок как это происходило до сих пор. Так, если, к примеру, в 2011 году импорт АИ-92 составлял 30% от потребности, то в 2012 году – 35%, а в 2013 –уже 37%.
Государством не контролируется и ценообразование самой нефти, которая выходит из скважины. Отсутствуют как законодательно установленные нормы выхода нефтепродуктов из одной тонны нефти для каждого месторождения, так и контрольные приборы учета объемов произведенных, импортируемых и реализуемых нефтепродуктов на НПЗ и нефтебазах. Это отнюдь не стимулирует внедрение новых технологий для снижения себестоимости добычи нефти и ее переработки.
Минимальные ставки акцизов установлены в 2000 году и с тех пор не менялись: бензин — 5 тыс тенге за тонну, дизельное топливо — 600 тенге за тонну. На конец 2014 года доля суммы акциза в одном литре бензина составляла 3,7 тенге, дизельного топлива — 0,5 тенге, тогда как стоимость бензина за указанный период выросла с 40 до 115 тенге за литр, или увеличилась более чем в 2,5 раза.
Все эти «забронзовевшие» уже проблемы свидетельствуют о том, что в стране нет топливного рынка. Есть только некоторые его элементы и внешние атрибуты. Структура, называемая казахстанским топливным рынком, крайне непрозрачна, неконкурентна, криминализована. Однако, судя по принимаемым мерам, это мало кого волнует.