Чего ждать от 2016 года — войны или спокойствия? Кого следует бояться и с кем дружить? Эксперты журнала Global Research составили несколько сценариев развития событий в наступившем году.
«В этом регионе в 2015 году России удалось усилить свои позиции. На данный момент только две страны, Грузия и Узбекистан, отказались от сотрудничества с Россией. Причем Узбекистан продолжает взаимодействовать с Российской Федерацией в рамках ШОС, правда, не так тесно, как тогда, когда она была частью ОДКБ.
Это положение является идеальным для стратегического наступления США в этих регионах. Однако на данный момент американцам успешней далось сотрудничество с Тбилиси, чем с Ташкентом. В целом позиции России, несмотря на упорствующий «независимый» Узбекистан, успешно укрепляются.
Для Евразийского Союза 2015 год тоже имел большое значение. Армения и Кыргызстан были официально включены в экономический блок, это дало возможность России присутствовать на Южном Кавказе и расширило позиции на китайской границе. Работа Евразийского союза обещает быть успешной и на более высоких уровнях.
Армения формально стала членом Евразийского союза и ОДКБ. Но у нее появился соперник — Азербайджан, который в 2015 году значительно сблизился с Россией.
Тбилиси же только предстоит улучшить отношения с Москвой. Президент Путин во время ежегодной пресс-конференции заявил, что готов двигаться в сторону сотрудничества при условии, что его грузинские коллеги воспользуются моментом и поддержат инициативу.
Однако Грузия, несмотря на то, что официально согласилась с предложением об отмене виз, не собирается смягчать пронатовские позиции. В 2015 году в стране была открыта совместная военная тренировочная база. Этим самым Грузия продемонстрировала, что Брюссель имеет более высокую степень влияния на Тбилиси, чем Россия. Можно предположить, что Грузия по-прежнему стремится вступить в ЕС, который имеет все возможности для создания таможенного кризиса на Кавказе.
Расширение ИГИЛ в Афганистане и предрасположенность талибов к возобновлению наступательных действий повышают риск вторжения в постсоветское пространство. К счастью, Россия укрепила южные границы и готова ко многим возможным сценариям развития событий.
Участие Китая в ШОС также важно. Ведь Пекин, имея огромную власть и силу, хочет быть защищенным.
Сейчас безопасность в Центральной Азии непропорционально зависит от стабильного правления первых лидеров. Но нужно быть готовым к тому, что рано или поздно из-за преклонного возраста отдельных президентов ситуация может изменится. Все, над чем работала Россия, может быть разрушено.
Таких стран немного. Риск присутствует в Казахстане, Таджикистане, где еще свежи воспоминания о гражданской войне, и в Узбекистане, где клановая природа общества весьма неустойчива против внешних манипуляций.
Смена власти в этих трех государствах может произойти только двумя способами. Либо через де-факто «преемственность», либо с помощью цветной революции
Не исключено, что два варианта могут сплестись воедино. И тогда «преемника» назначат путем «легитимного» голосования. Эти сценарии дестабилизации могут произойти в любое время, а не только в 2016 году.
Также существуют и другие сценарии возможной войны. К примеру, продолжение войны в Нагорном Карабахе. Специфика сценария 2016 года, вероятнее всего, будет слегка модифицирована из-за изменившегося геополитического положения Армении и Азербайджана. Евразийский союз и ОДКБ с Россией движется в сторону Запада, в то время, как западный бастион смотрит в сторону России и Ирана. Ситуацию усугубляет и Азербайджан, который регулярно угрожает Армении и в открытую хвастается военным потенциалом.
Вполне возможно, следующим ударом станут провокации с целью заманить Баку в антироссийскую ловушку. Понятно, что повторный раунд цветной революции значительно ослабит Армению и дестабилизирует обстановку в стране. В случае, если она пройдет в украинском стиле злостных националистов, прозападные власти с целью занять свое место могут инициировать катастрофический сценарий самостоятельно, тем самым открыв новый фронт антироссийской политики.
Что касается Узбекистана, то в 2015 году Ислам Каримов всеми силами пытался убедить Путина, что у Узбекистана нет в планах идти против России. В декабре 2014 году Путин был приглашен в Ташкент, где в свою очередь пригласил Каримова посетить Россию. После главы государств встретились в Уфе летом 2015 года. Но при этом
такие гостевые знаки внимания не отменяют факт, что Узбекистан ищет поддержки у США.
Не исключено, Узбекистан шантажируют тем, что в случае отказа сотрудничества с США после смерти Каримова может вспыхнуть война.
Поэтому, исходя из всего этого, можно предположить, что Узбекистан в один прекрасный день займет такую же антироссийскую позицию, как его украинские и турецкие коллеги в настоящее время».
По материалам globalresearch.ca