18+
Нур-Султан
Сейчас
24
Завтра
22
USD
386.82
0.00
EUR
428.67
0.00
RUB
5.86
0.00

Новые правила движения дискриминируют велосипедистов, заявляют активисты велодвижения

6282

Новые правила дорожного движения полностью лишили велосипедистов возможности перевозить пассажиров. И это при том, что такая практика распространена во всем мире и для этого существуют даже специальные технические решения — велокресла! Возмущенные велоактивисты готовятся к активному сопротивлению этой дискриминации.

Обновленные правила дорожного движения гласят (п.24):

«Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

1) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

2) перевозить пассажиров;

3) перевозить груз, который выступает более чем на пятьдесят сантиметров по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

4) двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

5) поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

6) буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом».

В то же время по старым правилам на велосипеде можно было перевозить детей до 7 лет при наличии специального безопасного места. Сейчас велосипедист может ездить только один, а если вздумает провезти кого-нибудь еще, то штраф за это правонарушение составит 0,5 МРП (1 МРП с 1 января 2015 года — 1982 тенге).

Правила противоречат сами себе

Нововведение на днях «расшифровал» начальник управления Комитета административной полиции Канат Садуакасов:

«Велосипеды предназначены только для одного человека — самого велосипедиста, и перевозить еще какого-то пассажира запрещается».

велосипедная семья из Австралии

Эта австралийская семья еще не знает открытия казахстанских полицейских: «велосипед предназначен для одного человека!» (фото — Н. Халабузарь)

В то же время такое неоднозначное толкование термина «велосипед» не совсем соответствует определению, данному в новых Правилах дорожного движения РК: «Велосипед — транспортное средство, имеющее два колеса или более (кроме кресло-колясок для инвалидов) и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем» (пункт 1.12).

«Буду рассказывать своей дочке про злых полицейских»

Дядчев Виталий

Теперь этой крохе в вело-кресле надо объяснить, что полицейские дяди не разрешают ей ездить вместе с папой

Решение о запрете перевозки на велосипедах детей (а пассажирами на «двухколесных конях» чаще всего являются дети) вызвало неоднозначную реакцию у многочисленных адептов велодвижения. Так, активист инициативной группы «Вело-Алматы» Виталий Дядчев полагает, что такая поправка абсурдна:

— Ко многим нововведениям в ПДД мы были готовы, так как они хоть как-то обсуждались: включенные фары днем, детские автокресла и т.д. Но никто не поднимал вопрос о правилах для велосипедистов! Зачем-то наши законодатели убрали важнейший пункт правил, позволяющий перевозить ребенка. Это нонсенс, с учетом того, что большая часть велосипедной Европы, например, использует велосипед именно с этой целью. Лично я в сезон отвожу свою дочь в детский садик и забираю оттуда домой именно на велосипеде. У нас есть специальное удобное детское кресло, в котором ребенок чувствует себя очень комфортно. Она всегда предпочитала велосипед, а не машину. И как мне теперь объяснить ребенку, что дяди запретили ей ездить со мной на велосипеде?

Получается, что нас вынуждают использовать автомобиль.

Да, мы теперь вынуждены снова передвигаться в душном автомобиле, в пробках, в состоянии постоянного стресса. Прежде чем наступит сезон, мы хотим вернуть справедливость обратно в книгу правил. Ведь я не один такой вело-папа.

«А давай-ка вызовем полицию!»

Нужно отметить, что именно инициативная группа «Вело-Алматы» смогла в свое время добиться от властей Алматы открытия велосипедных дорожек на нескольких улицах, создания пунктов проката велосипедов, а сам Виталий Дядчев был приглашен в качестве эксперта в проект «Устойчивый транспорт города Алматы».

Теперь в качестве первого шага в борьбе за отмену дискриминации велосипедисты планируют собрать необходимое количество подписей «против», а затем обратиться в партию «Нур Отан» для инициирования создания рабочей группы в парламенте по обсуждению «велосипедного вопроса». При этом еще одной задачей на уровне законодательства будет уравнение прав велосипедистов и автомобилистов. Ведь основная проблема сейчас состоит в том, что водители машин не воспринимают велосипедистов как равноправных участников движения на дороге.

Тимур Джуркашев

Тимур Джуркашев

— Зачастую при различных конфликтных ситуациях автовладельцы пытаются разговаривать с нами свысока, — рассказывает еще один активист инициативной группы, известный казахстанский спортсмен Тимур Джуркашев. – И только когда говоришь: «А давай-ка вызовем полицию!», к нам начинают относиться как к равным. Поэтому мы намерены всерьез отстаивать свои права, тем более, что сторонников велосипедного движения в республике становится все больше и больше.

Отметим, что в 2014 году Общественный фонд «Молодежная информационная служба Казахстана» по заказу инициативной группы «Вело-Алматы» провел опрос на тему популярности велосипедов у алматинцев. Согласно ему, 38% горожан имеют велосипед, 5% опрошенных берут велосипеды в прокат, еще 17% хотят купить в ближайшее время и 40% не собираются покупать велосипед.

Из тех, кто ездит на велосипедах, наибольшее количество горожан делают это каждый день – 31%, раз в два дня ездят 14% опрошенных, два раза в неделю – 17%, один раз в неделю – 11%, несколько раз в месяц – 17% и один раз в месяц – 10%. Основная масса катающихся ездит в теплое время года с весны по осень.