Новые правила дорожного движения полностью лишили велосипедистов возможности перевозить пассажиров. И это при том, что такая практика распространена во всем мире и для этого существуют даже специальные технические решения — велокресла! Возмущенные велоактивисты готовятся к активному сопротивлению этой дискриминации.
Обновленные правила дорожного движения гласят (п.24):
«Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
1) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
2) перевозить пассажиров;
3) перевозить груз, который выступает более чем на пятьдесят сантиметров по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
4) двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
5) поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
6) буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом».
В то же время по старым правилам на велосипеде можно было перевозить детей до 7 лет при наличии специального безопасного места. Сейчас велосипедист может ездить только один, а если вздумает провезти кого-нибудь еще, то штраф за это правонарушение составит 0,5 МРП (1 МРП с 1 января 2015 года — 1982 тенге).
Нововведение на днях «расшифровал» начальник управления Комитета административной полиции Канат Садуакасов:
«Велосипеды предназначены только для одного человека — самого велосипедиста, и перевозить еще какого-то пассажира запрещается».
В то же время такое неоднозначное толкование термина «велосипед» не совсем соответствует определению, данному в новых Правилах дорожного движения РК: «Велосипед — транспортное средство, имеющее два колеса или более (кроме кресло-колясок для инвалидов) и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем» (пункт 1.12).
Решение о запрете перевозки на велосипедах детей (а пассажирами на «двухколесных конях» чаще всего являются дети) вызвало неоднозначную реакцию у многочисленных адептов велодвижения. Так, активист инициативной группы «Вело-Алматы» Виталий Дядчев полагает, что такая поправка абсурдна:
— Ко многим нововведениям в ПДД мы были готовы, так как они хоть как-то обсуждались: включенные фары днем, детские автокресла и т.д. Но никто не поднимал вопрос о правилах для велосипедистов! Зачем-то наши законодатели убрали важнейший пункт правил, позволяющий перевозить ребенка. Это нонсенс, с учетом того, что большая часть велосипедной Европы, например, использует велосипед именно с этой целью. Лично я в сезон отвожу свою дочь в детский садик и забираю оттуда домой именно на велосипеде. У нас есть специальное удобное детское кресло, в котором ребенок чувствует себя очень комфортно. Она всегда предпочитала велосипед, а не машину. И как мне теперь объяснить ребенку, что дяди запретили ей ездить со мной на велосипеде?
Получается, что нас вынуждают использовать автомобиль.
Да, мы теперь вынуждены снова передвигаться в душном автомобиле, в пробках, в состоянии постоянного стресса. Прежде чем наступит сезон, мы хотим вернуть справедливость обратно в книгу правил. Ведь я не один такой вело-папа.
Нужно отметить, что именно инициативная группа «Вело-Алматы» смогла в свое время добиться от властей Алматы открытия велосипедных дорожек на нескольких улицах, создания пунктов проката велосипедов, а сам Виталий Дядчев был приглашен в качестве эксперта в проект «Устойчивый транспорт города Алматы».
Теперь в качестве первого шага в борьбе за отмену дискриминации велосипедисты планируют собрать необходимое количество подписей «против», а затем обратиться в партию «Нур Отан» для инициирования создания рабочей группы в парламенте по обсуждению «велосипедного вопроса». При этом еще одной задачей на уровне законодательства будет уравнение прав велосипедистов и автомобилистов. Ведь основная проблема сейчас состоит в том, что водители машин не воспринимают велосипедистов как равноправных участников движения на дороге.
— Зачастую при различных конфликтных ситуациях автовладельцы пытаются разговаривать с нами свысока, — рассказывает еще один активист инициативной группы, известный казахстанский спортсмен Тимур Джуркашев. – И только когда говоришь: «А давай-ка вызовем полицию!», к нам начинают относиться как к равным. Поэтому мы намерены всерьез отстаивать свои права, тем более, что сторонников велосипедного движения в республике становится все больше и больше.
Отметим, что в 2014 году Общественный фонд «Молодежная информационная служба Казахстана» по заказу инициативной группы «Вело-Алматы» провел опрос на тему популярности велосипедов у алматинцев. Согласно ему, 38% горожан имеют велосипед, 5% опрошенных берут велосипеды в прокат, еще 17% хотят купить в ближайшее время и 40% не собираются покупать велосипед.
Из тех, кто ездит на велосипедах, наибольшее количество горожан делают это каждый день – 31%, раз в два дня ездят 14% опрошенных, два раза в неделю – 17%, один раз в неделю – 11%, несколько раз в месяц – 17% и один раз в месяц – 10%. Основная масса катающихся ездит в теплое время года с весны по осень.