Алматы, как любой другой мегаполис, наполнен стрит-артом. Граффити, тэги, стикеры — это и многое другое можно увидеть на улицах города. Общество граффити-художников Алматы не так уж и мало, у нас есть и свои команды, и одиночки. Мы постарались подобрать наиболее яркие граффити на стенах южной столицы.
Чем является граффити — искусством или вандализмом? Мнения даже среди тех, кто этим занимается, сильно разнятся. Кто-то считает, что граффити никаким образом не мешают обществу и не вредят ему. Другие не отрицают, что занимаются вандализмом. Свои действия такие граффити-художники объясняют неудержимым желанием выплеснуть агрессию и эмоции, получить дозу адреналина от незаконности совершаемого.
«Глава 9 УК РК, ст. 294. Вандализм:
Вандализм, то есть осквернение зданий, иных сооружений, памятников истории и культуры, природных объектов, охраняемых государством, надписями или рисунками, или иными действиями, оскорбляющими общественную нравственность, а равно умышленная порча имущества на транспорте или в иных общественных местах — наказываются штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до семидесяти пяти суток.»
Но что можно назвать оскорблением общественной нравственности? Редко можно найти граффити, которое напрямую касается общества. Возможно есть те, у кого граффити вызывает раздражение, недовольство, удивление. Но вот в чем с законом сложно спорить, так это в том, что граффити почти всегда является порчей имущества.
Надпись на одном из граффити гласит: «Искусство бывает разным». Мысль очень простая и понятная — искусство это не только то, что можно увидеть в музеях и выставках, но и то, что можно увидеть, идя с утра на работу.
С авторами граффити в Алматы борются не с помощью закона, а закрашивая их работы. Порой это делается очень своеобразно:
Относительно зарождения граффити есть много разных версий. Кто-то считает, что граффити пошли от американских гангстеров, которые размечали свою территорию написанием названия своей банды на стенах города. Есть мнение, что у граффити существует «отец». А вот казахстанский граффити-художник Rekon считает, что граффити в Казахстане существуют уже давно — со времен каменного века. Взять к примеру солнцеголовое божество и другие наскальные рисунки. И современные граффити — это всего лишь новый уровень наскальных рисунков прошлого.
Схожее мнение и у Википедии:»Настенные надписи известны с глубокой древности, они открыты в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме (Помпеи, римские катакомбы). Значение этого слова со временем стало обозначать любую графику, нанесенную на поверхность и расцениваемую многими, как акт вандализма.»
Граффити-художники нередко объединяются в команды. В Алматы самой известной такой командой можно назвать REPAS — она состоит из 5 человек и появилась на свет 7 лет назад. На данный момент у команды есть своя студия в городе и широкая известность в России, Европе и Азии. В команде участвуют самые опытные граффити-художники Казахстана. Но только одними граффити способности команды не ограничиваются.
Участники команды занялись коммерческим применением способностей и принимают заказы на оформление интерьеров, декораций, 3D граффити, иллюстраций и т.д. Также команда занимается организацией фестивалей, конкурсов, граффити-шоу, мастер-классов, развивая граффити культуру в городе, и дает молодым художникам показать себя.
Акимат Алматы частенько приглашает REPAS на социальные проекты, но в большинстве случаев художников хотят загнать в рамки, давая строгую тему для рисунков. Особое недоумение у них вызывает то, что нередко такие приглашения не подкрепляются финансами акимата: «Ведь наши краски стоят денег!»
Не так давно прошла коллективная выставка «Serik Booxikov Workshop» «New Year Art Fair» («Новогодняя Арт Ярмарка»), в которой участвовала команда REPAS.
А это граффити алматинского художника — KNIGHT. По городу их очень много, но только нашим городом Knight не ограничивается. Его работы можно найти в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе.
Алматинская команда WORMS зачастую считает свое занятие вандализмом, не причисляя такие работы к искусству. Парни объясняют свои действия самовыражением и источником получения адреналина.
Существуют два основных способа нанесения рисунка — райтинг и бомбинг. Определяется их выбор не только предпочтениями самого райтера, но еще и тем, где и в каких условиях будет наноситься изображение. Если это место людное или для граффити не предназначенное и существует опасность быть пойманным стражами правопорядка, будет выбрана техника бомбинга. Это быстрое нанесение рисунка с минимумом деталей, с крупными шрифтами, часто только в одном цвете. Иногда «крутизна» бомбера обозначается уже одним фактом нанесения изображения в определенном месте.
Иное дело – райтинг. Это сложный, зачастую жанровый или сюжетный рисунок, нанесению которого, как правило, предшествует создание эскиза и выбор красок и маркеров различных цветов. Выбор места очень важен для такого рисунка, напоминающего очень часто настоящее произведение искусства. Райтер гордится своим мастерством и хочет, чтобы его рисунок сохранился как можно дольше, и его увидело как можно больше людей. Каждый умелый райтер обычно имеет собственный стиль, по которому его работы легко узнаваемы. На его работу требуется больше времени, в течение которого художника не будет никто беспокоить. Как правило, лучшими местами для райтинга считаются развалины, бетон, заборы и другие неохраняемые территории. Выбирается стена с хорошим покрытием, нетронутая попытками других начинающих граффитчиков. Обычно для райтинга применяется не только сама краска, но еще и грунтовка, позволяющая добиться высокого качества и долговечности рисунка. Задача райтера – качество, в то время как основная задача бомбера – количество, а также умение наносить изображения в самых, казалось бы, неподходящих для этого местах.
Эти работы были сделаны в рамках фестиваля ARBAT FEST, ежегодно проходящего в Алматы, и давно перешедшего пределы Арбата. В создании этих работ участвовали иностранные райтеры: Группа 310 (Россия) и Gola (Италия).
И в завершение еще несколько граффити. Первое — одно из самых удачных, рядом с Государственным музеем искусств Казахстана имени А.Кастеева (можно найти граффити с его портретом). Остальные — просто крик души неформальных художников.