Когда с немецких голубых экранов прозвучали слова «Украина, Крым, Донбасс», граждане Германии практически поголовно пошли искать разъяснения. В зависимости от возраста — одни в Google и Wikipedia, другие — к книжной полке с атласами и справочниками. И выяснили вдруг, что не все Russen – русские, и что страна не одна Russland, стран много. Конечно же, мнения «а чей же Крым?» и «кто там воюет на востоке Украины и за что?», тут же разделились – у каждого же свой жизненный опыт, своя «информационная» база, своя личная история.
Те, у кого в детской памяти сохранились картины завершения Второй мировой войны, и те, кто хорошо выучил уроки гражданской обороны времен Холодной войны, полагают, что Европа в опасности. Один провинциальный 30-летний чиновник в частной беседе за ужином рассказал: «Мой отец меня потряс — он посоветовал мне непременно поддерживать отношения с моими американскими друзьями: мало ли что в Европе произойдет! Вдруг придется эмигрировать за океан». Другой пожилой господин не слишком адекватно заметил: «Только войны в Европе мне еще не хватало, и это в моем возрасте!»
Поколение 60-х, дети того бурного времени протестов и демонстраций, антиглобалисты и сторонники политики мульти-культи едины в одном: в своей нелюбви к Америке и к империалистическому капитализму. Они против однополярного мира. В России они видят альтернативу, в Путине – сильного игрока. «Война это плохо, — говорят они, — но ведь NATO сами заигрались! Нечего было махать красной тряпкой у Путина под носом. Вот и получили. И правильно, что Крым забрали – его ведь кто-то кому-то там подарил? Ну и понятно, что происходит на востоке Украины – Путин должен пробить себе дорогу на полуостров, иначе как его содержать?» Люди, высказывающие подобные мнения – а среди них есть представители вполне образованной и «демократической» части населения (и журналисты, и врачи, и инженеры) – называются здесь Putinversteher / Путинферштэе, пониматели Путина.
Есть и поколение Twitter, молодые люди, комментирующие события короткими фразами-твитами: «Украина борется за демократию, Путин – агрессор, миру – мир».
Вот только позавчера после расстрела автобуса под Волновахой немецкие твиттер-активисты запустили такую акцию: je suis Volnovakha.
Дебаты по русско-украинскому кризису, которые по накалу не могут, конечно же, сравниться с теми, что разгораются на русском или украинском языках, ведутся не только в Твиттере и прочих социальных сетях, но и в комментариях к статьям на онлайн-страницах популярных изданий. Иногда обсуждение материала дилетантами читать гораздо интереснее, чем профессиональный текст.
Например, опубликованная в онлайн-версии «Шпигеля» статья «Мирные переговоры по урегулированию кризиса в Украине» от 13.01.2015 содержит только скупую информацию: министры иностранных дел Германии, Франции, России и Украины, собравшиеся на переговоры в Берлине 12 января, перенесли встречу глав государств в Астане на неопределенный срок, так как на момент встречи министров не было найдено решение ни одного прежде поставленного вопроса» (вот примерно так все и выглядит, в таких обтекаемых терминах). В то время в комментариях есть в наличии все: и полярные мнения, и стиль, и остроумие, и полная неполиткорректность. Естественно, авторы скрыты за никами, но можно предположить, кто есть кто.
«Дети Холодной войны»:
mikuni42 — «мы, европейцы, вообще не должны были доверять русским, русские – это опасность для всего мира. Именно это они в Украине опять так выразительно продемонстрировали».
antiru — «Путин с этим Крымом взбаламутил со дна все дерьмо. Затем поддержал террористов в Восточной Украине… Кто знает, что он там еще запланировал? Факт: лучше ami (американец) в доме, чем русский на пороге».
«Поколение 60-х. Путинферштэе»:
doreen-jueppy — «Мирные переговоры могут состояться только тогда, когда все это коррумпированное правительство в Украине будет заменено. Тогда, когда там прекратят прислушиваться к США, которые только и хотят установить свои ракеты как можно скорее и как можно ближе к России. Нам в Европе это абсолютно не нужно! Это была тотальная ошибка Меркель – вмешаться в эту ситуацию. Она только усугубила – хотя, да, некоторые видят в ней просто мать народов! Если у Штатов есть проблема с Россией, так пусть они ее и решают. Я знаю таких женщин, они постоянно во все вмешиваются, сеют раздоры, а никак не мир».
Johndoe4 — «Украинец Павло Климкин – это никто другой как мальчик на побегушках администрации США. У него задание такое: просто удерживать других европейцев, потому что его работодатель абсолютно не заинтересован в мирном урегулировании. Когда-нибудь (надеюсь, не слишком поздно) европейцы сознаются себе, что их цели и цели американцев отнюдь не всегда совпадают, и что процесс объединения Европы будет функционировать без участия Белого дома».
rwinter77 — «Помимо русско-украинского конфликта существует еще и конфликт внутри самой Украины. Чтобы его разрешить, сепаратисты также должны сесть за стол переговоров, или им, как минимум, должна быть предоставлена возможность иного, не военного выхода из положения. Надеюсь, господин Штайнмайер достаточно умен, чтобы оставить Крымский вопрос за рамками переговоров. Здесь русское правительство точно не пойдет на попятную. Отступление от Крыма означало бы полную потерю доверия».
«Поколение Твиттер»
spon-facebook-10000082513 — «Последние три-четыре дня на востоке Украины все уже позабыли, что такое временное перемирие. Вчера обстрел украинцев велся на 29-ти участках фронта. Дюжины погибших. Особенно много атак велось в районе Донецкого аэропорта. RT (?) оснащено live-камерой, так там можно всегда наблюдать, кто нарушает перемирие. … Русские захватчики, кажется, хорошо подготовились к зимним военным действиям, поэтому вряд ли это спонтанная акция. Путин все время удерживал запад. У него нет интереса мирно решить конфликт. Это была только политика, направленная на то, чтобы избежать дальнейших санкций. А теперь, когда мировое сообщество отвлеклось, он может перейти к нападению».
Desi — «До тех пор, пока представители Донбасса не будут присутствовать на переговорах, мира не будет. Жители Донбасса должны получить право на высказывание своей воли. Почему Киев отказывается, причем с самого начала, вести диалог с этими людьми? Жители региона тоже ведь украинцы, хотя и говорящие по-русски. Я задаюсь вопросом, важны ли Киеву эти граждане или ему важна только территория? Если правительство Украины хочет людей в Донбассе снова интегрировать в украинскую мирную жизнь, то они выбрали очень странный способ продемонстрировать это свое намерение».
spon-facebook-10000063024 — «Сепаратисты» сами не могут прийти к согласию. DNR и LNR постоянно «препираются», к тому же в каждом маленьком городке сидит свой Warlord… С кем должен Киев договариваться?»
Понятно, что все это частные мнения отдельных людей. Но очевидно, что в Германии нет единого мнения по поводу событий на Украине — общество разделено. И кто знает, возможно, что эти вопросы станут программой политической полемики на выборах внутри Германии.