Причины катастрофы Ан-2 в Жамбылской области предстоит выяснить специальной комиссии. Впрочем, на данный момент версий падения не так уж много: плохие погодные условия, ошибка пилотов, неисправность самолета. Эксперты пока не склоняются ни к одной из них и рассматривают только объективные факторы.
На данный момент достоверно известно, что потерпевший крушение самолет принадлежал карагандинской компании Olimp Air. Информация об отсутствии у компании сертификата на полеты, опубликованная на сайте Комитета гражданской авиации, не соответствовала действительности и была обновлена после запроса журналистов 365info.kz. Директор Ассоциации пилотов-любителей и независимый эксперт- расследователь Борис Балмачев уверен, что без таких документов самолет не взлетел бы даже теоретически.
— Когда эксплуатант проходит сертификационное обследование, ему выдается разрешение на авиационные работы, сертификаты летной годности, лицензии на право выполнения определенного вида работ. Спецположение существует. Руководитель авиакомпании обязан все это предоставить в РГП Казаэронавигация, включая страховки и остальные необходимые документы. План полетов дается заранее, заявка на полет. Казаэронавигация проверяет все эти документы. Без сертификата его бы не выпустили. Он бы не полетел с Балхаша. Раз он полетел по плану и под своими позывными, все документы у него имеются. Кроме того, могу сказать, что на сегодняшний день Комитет гражданской авиации очень серьезно относится к выдаче и продлению сертификатов летной годности воздушных судов. Просто так его не дадут.
— Кроме того, возникают вопросы о самом воздушном судне. Не староват ли Ан-2 для полетов в 21 веке?
— Старых самолетов не бывает, бывают полетопригодные и полетонепригодные, согласно терминологии ИКАО. Если есть сертификат летной годности, значит, он соответствует всем требованиям РК, если нет — самолет не летает. С 1947 года Ан-2 эксплуатируется и по вине самолета, практически, не было катастроф. Даже когда двигатель отказывает, он планирует, не падает колом. Крылья на нем никогда не отлетают. Самый простой двигатель на сегодняшний день. Он не должен отказывать. Катастроф много на этом самолете, но по вине матчасти — практически нет. Можно сказать, что лучше самолета в мире нет. Двигатель 1000 лошадиных сил всего, а поднимает полторы тонны груза. Такого соотношения нигде нет. Он садится и с подбором, и на воду, и на лыжах он садится, это уникальный самолет. И на грунт садится, и на асфальт. С двойным управлением. Это самолет первоначального обучения, практически все летчики, которые сегодня летают на больших лайнерах, обучались на Ан-2. Есть пассажирские Ан-2, есть сельскохозяйственные, есть санитарный вариант. Дальность полетов — 1000 км в среднем.
По словам Бориса Балмачева, в Казахстане сегодня летают свыше 200 Ан-2. Многофункциональный самолет пригоден для любых авиационных работ, включая авиационно-химические: предпосевные работы и борьба с вредителями, лесопатрульные, аварийно-спасательные работы и т. д. А вот регулярные пассажирские перевозки на так называемом «кукурузнике» не выполняются.
Напомним, 20 января около 3 часов дня в Чуйском районе Жамбылской области потерпел крушение Ан-2 компании “Олимп Эйр”, выполнявший полет по маршруту Балхаш – Рудник Шатыркуль. На борту самолета находились семь человек, четверо сотрудников ТОО «Корпорация Казахмыс» и трое членов экипажа. Погибли 6 человек, А.Шаяхметова – главный геолог ТОО “Балхашцветмет” находится в тяжелом состоянии в больнице.