Украинский еженедельник «Дзеркало тижня» («Зеркало недели») опубликовал статью посла Украины в Турции Сергея Корсунского «Прохладные воды «Турецкого потока», в которой автор пытается доказать невозможность строительства нового (взамен закрытого проекта «Южный поток»), обходящего Украину газопровода.
Как известно, Россия предлагает подводную часть трубы вместо болгарского Бургаса перенаправить на европейскую часть Турции. При этом из 63 млрд м3 заявленной мощности газопровода около 14 млрд м3 пойдут на внутреннее потребление Турции. Оставшиеся объемы доставляются на границу с Грецией, откуда европейские компании, по ими же построенным газопроводам, должны сами доставлять газ потребителям в Европе. Автор статьи называет идею прекращения транзита через Украину и перехода на «турецкий маршрут» к 2020 году фантастической. Рассмотрим основные аргументы, которыми подкрепляется этот вывод.
Для начала автор статьи обращает внимание на то, что «практически ни в одном из опубликованных материалов не содержится никаких оценок финансово-экономической стороны новорожденного «Турецкого потока» и пытается сделать это сам. По его оценке, газопровод будет стоить крайне дорого – около 16 млрд долларов. И это при том, что «Газпром», в отличие от «Южного потока», создавать инфраструктуру по «Турецкому потоку» в Евросоюзе не будет.
Как сделана оценка? Поскольку ТЭО проекта отсутствует, то автор статьи просто взял стоимость также проложенного через Черное море газопровода «Голубой поток» и линейно увеличил ее согласно известным параметрам турецкого варианта. Это все равно, что сравнивать затраты на перевозку грузовиком одного мешка картошки и нескольких тонн. Апогей некомпетентности, поскольку при прокладке различных трубопроводов линейной зависимости в стоимости между ними быть не может.
Корсунский утверждает, что Европа в среднесрочной перспективе не нуждается в таких объемах российского газа и обосновывает это следующим. Во-первых, на протяжении 2011–2013 гг. потребление газа в Европе неуклонно сокращается. Во-вторых, вследствие возврата Японии к программам ядерной энергетики следует ожидать появления на рынке Европы переизбытка сжиженного газа (СПГ). В-третьих, по мнению автора, не сегодня–завтра начнутся поставки сланцевого газа из США. Кроме того, Турция и Азербайджан уже приступили к строительству Трансанатолийского газопровода (TANAP) по которому через три года 10 млрд кубометров каспийского газа поступят в Грецию и далее в Италию через Трансадриатический газопровод (TAP).
Разберемся с этими аргументами. Первое, что бросается в глаза: в них желаемое выдается за действительное. ЕС импортирует 40% потребляемого газа, и более 32% этого импорта – российского происхождения. В 2013 году Западная Европа получила 145 млрд кубометров российского газа, увеличив объемы его импорта по сравнению с предыдущим годом на 20%. В целом ситуация в газовом балансе стран Европы такова, что некоторые из них (Швейцария, Италия, Германия, Нидерланды, Румыния, Франция) являются частично зависимыми от российского газа, другие (Словакия, Греция, Чехия, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, Польша, Австрия, Болгария, Хорватия, Венгрия) полностью покрывают им свое внутреннее потребление. Ликвидировать такое положение даже в среднесрочной перспективе не представляется возможным.
Что касается СПГ, то в течение ряда лет страны Европы строили для него приемные терминалы, но на рынке оказалось недостаточно СПГ, чтобы заполнить эти терминалы. Дело в том, что европейский рынок СПГ заметно снизил свою привлекательность для поставщиков. Так, если в 2010 году поставки СПГ в Азию почти вдвое превышали поставки в Европу, то в 2013 году поставки в Европу сократились, а в Азию возросли, и это превышение стало более чем пятикратным. В результате европейская доля всемирного импорта СПГ уменьшилась с 29% до 14%. В среднем 16 операторов европейских СПГ-терминалов, представляющих 90% европейского объема получения СПГ, использовали только 15% своей мощности.
В связи с серьезным сопротивлением со стороны местных префектур Японии вряд ли в среднесрочной перспективе удастся нарастить производство энергии на своих АЭС, поэтому страна Восходящего солнца продолжит оставаться одним из основных импортеров СПГ в Азии и «японский» газ на рынки Европы не попадет.
Возможные же поставки американского газа в Европу мало перспективны, поскольку цена такого газа будет в 1,5-2 раза дороже российского «трубного» газа. Но главное, мировые котировки на нефть стремительно катятся вниз и о возвращении к «трехзначным» долларовым ценникам на баррель нефти придется забыть надолго. Ситуация такова, что вкладывать деньги в разработку сланцевых месторождений невыгодно. Низкие цены на нефть ведут к свертыванию добычи на существующих и остановке разработки новых сланцевых месторождений, поэтому рассчитывать на поставки американского сланцевого газа в Европу в обозримом будущем не приходится.
Настойчиво продвигаемый проект «Южного газотранспортного коридора» с уже законтрактованными объемами азербайджанского газа (которые собираются транспортировать по трубопроводам TAP и TANAP) не способен удовлетворить спрос стран Юго-Восточной Европы в связи с отсутствием необходимой сырьевой базы, по крайней мере, до 2022 года.
Безосновательны и надежды украинского посла на то, что «в ближайшие годы будут приниматься важные решения о транспортировке кипрского газа в Европу». Проведенная разведка не выявила существенных запасов углеводородов на шельфовых месторождениях и французская энергетическая компания Total намерена отказаться от их поисков у побережья Кипра.
Существует и еще одна особенность СПГ. Сжиженный газ в основном реализуется на спотовом рынке. Причем объемы, проходящие на спотовый рынок, намного меньше тех, которые проходят по долгосрочным контрактам. Так что Европа для России еще долго будет оставаться большим рынком сбыта.
Удивительны и пассажи автора о России не имеющей «ни технологий, ни труб, ни денег на реализацию «Турецкого потока» и о ее стремление любой ценой зайти на внутренний рынок Украины. Куда делись технологии и производства использованные Россией при реализации «Голубого», «Северного» и того же «Южного» потоков и как можно стремиться зайти на внутренний рынок Украины, строя обходящие ее вышеуказанные «потоки», автор не уточняет.
Что касается денег, то Украине, задолжавшей миллиарды долларов России и постоянно выпрашивающей кредиты у Евросоюза, свои бы стоило считать внимательнее. Тем более, что «экономический крах, к которому Россия идет семимильными шагами» грозит не столько России, как предрекает посол, сколько именно Украине. Валютные резервы незалежной в прошедшем году снизились в 3 раза до 7 млрд долларов – критически неснижаемого уровня. Киеву необходимо не менее 10 млрд долларов для того, чтобы избежать дефолта.
Называя Украину надежным партнером, автор статьи вспоминает и перекрытия газа в 2009 г. и резкие колебания поставок газа в холодные зимы последующих годов, когда «не Газпром, а Украина спасала Турцию, поднимая из своих хранилищ дополнительные объемы». Правда, Корсунский, будучи послом в Турции, видимо до сих пор не ведает, что замерзавшие тогда болгары до сих пор с содроганием вспоминают результаты этого «надежного» партнерства. Остается загадкой и нахождение той трубы, по которой Украина, не имеющая сухопутной границы с Турцией, подавала ей «дополнительные объемы» газа, спасая от обледенения.
Отметим и еще один пассаж. «Несерьезно рассчитывать на то, что правящая в Турции партия, которая идет на судьбоносные парламентские выборы (июнь 2015 года), будет играть в сомнительные игры с «медведем», – пишет посол. Видимо «запамятовал», что никто иной как турецкий министр энергетики заявил, что Анкара, не планируя участвовать в финансировании строительства морской части газопровода из России, может взять на себя расходы по сухопутной части. Правительство Греции также готово поддержать любое решение России о поставках газа на ее территорию и транзитом через нее в другие европейские страны.
В завершение позволю себе процитировать Пола Крейга Робертса, во времена президента Рональда Рейгана занимавшего пост советника по экономической политике министра финансов: «Если Евросоюз не примет предложение «Газпрома» о поставках топлива через новый газопровод «Турецкий поток», то, вероятно, зимой европейским жителям придется мерзнуть». А на это европейские политики, в отличие от сегодняшних майданных властей Украины, никогда не пойдут. Поэтому воды «Турецкого потока» далеко не так прохладны, как это кажется украинскому послу в Турции.