Внедрение законодательных изменений и прозрачные границы ЕАЭС быстро нашли отклик у импортеров элитного алкоголя, которые забили тревогу и начали говорить о серьезных проблемах на рынке, а также росте цен.
По мнению законодателей, ужесточение в вопросах регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, помогут снизить потребления алкоголя и сократить теневой оборот алкогольной продукции.
Однако поставщики импортного алкоголя так не считают. Регуляторные барьеры только мешают работать. К тому же сейчас добросовестные импортеры алкоголя вынуждены еще и самостоятельно бороться с теневым оборотом, выслеживать и ловить контрафактщиков, вставать на пути контрабандистов. Иными словами, в ответ на жесткие законы рынок уходит в «тень», контрафакт и самопал заменяют законный товар.
– Вопрос контроля над нелегальным ввозом у нас стоит очень серьезно, – говорит президент Ассоциации добросовестных импортеров алкогольной продукции РК «АлкоИмпорт» Ляззат Набиева. – К примеру, кыргызская продукция намного дешевле казахстанской, так как там значительно ниже ставки пошлин и акцизов. Нам очень сложно с ними конкурировать еще и потому, что они недобросовестно, не соблюдая территориальных ограничений, стараются сбыть на территорию Казахстана свою продукцию.
Два кыргызских магазина duty-free, находящихся на нейтральной территории между республиками, продают нашим гражданам огромное количество спиртного, тогда как в настоящее время в магазинах беспошлинной торговли разрешено покупать до двух литров алкоголя, причем только для личного пользования.
– Один находится в Кордае, второй на трассе Алматы-Бишкек, – уточняет глава представительства группы компаний «Русский алкоголь» в Казахстане Алексей Кравцов.
– Там легко можно купить и вывезти полную «Газель» коньяка Hennessy.
Таможня и пограничники, по словам предпринимателей, «закрывают глаза», когда мимо них проносятся груженые машины контрабандистов.
– Это можно объяснить только коррумпированностью, – уверена Ляззат Набиева. – А коррумпировать можно любого и каждого.
Впрочем, контрабандисты знают законодательство и понимают, что если их поймают с объемом, стоимость которого свыше 500 МРП, это грозит уголовным делом, а все что до 1 миллиона тенге – это незначительный штраф. Поэтому возят частыми небольшими партиями.
По весьма приблизительным оценкам контрабанда занимает 25-30% от всего оборота спиртного в Казахстане. Это около 3 млрд тенге недополученных государством денег.
По мнению экспортеров, ужесточения в законодательстве обернутся еще одной неудачей – теневой сектор торговли алкоголем значительно увеличится, а люди начнут пить не самое качественное спиртное. Кстати, доля контрафакта на алкогольном рынке Казахстана сейчас более 50% и имеет тенденцию к росту.
– Запрет на проверки малого предпринимательства привел к бесконтрольности, – уверен юрист Асылбек Абдыкулов. – Сейчас очень много интернет-магазинов, которые, не стесняясь, продают контрафакт. Как правило, их продукция – это самые ходовые бренды, которые себя хорошо зарекомендовали.
Таких магазинов юрист назвал два: optovka24.kz и alkomag.kz. Сайт alkomag.kz анонсировал себя как магазин duty-free, разница в ценах на элитное спиртное составляла от 50% до 300%.
– Ребята из нашей службы безопасности заказали коньяк Hennessy из этого интернет-магазина, – рассказывает Ляззат Набиева. – И задержали экспедитора, который привез подделку. Так молодой человек умудрился два раза убежать!
— В конце концов, его все-таки задержали. Мы подали заявление в правоохранительные органы, сейчас дело находятся в разработке, но пока конкретного результата нет, – добавляет Алексей Кравцов.
Как утверждают эксперты, приобретают дешевую и некачественную продукцию в основном точки HoReCa (отели, рестораны, кафе) и торговые точки категории C, то есть те, кто заинтересован в выигрыше на разнице в цене и меньше всего печется, чтобы продукция была качественной и законной.
– В 2014 году результаты контрольных мероприятий по выявлению и пресечению контрафактной и контрабандной продукции практически равны нулю, из-за моратория, – говорит Асылбек Абдыкулов. – Тем не менее, в прессе встречал информацию, что закрыты два цеха по производству контрафактной продукции: один был закрыт в Шамалгане, а второй в Шымкенте.
– Наша индустрия приносит огромные деньги в виде налогов и сборов в бюджет, – констатирует Ляззат Набиева. – Но сейчас мы нуждаемся в поддержке государства. Первый вопрос – это контрабанда и контрафакт. И второй – это изменение законодательства в рамках регулирования обеспечительного депозита по ввозу крепкого алкоголя из стран ЕАЭС.
Как утверждают импортеры, 50% поступлений в бюджет от алкогольного рынка Казахстана дают именно они, при этом импортная продукция занимает всего 10% рынка.
С начала года власти «обложили» продажу спиртного дополнительными поборами: акциз увеличен на 20% и введен лицензионный сбор (100 МРП для розницы и 200 МРП для оптовиков). Импортеров дополнительно обязали вносить обеспечительный взнос в размере 1 МРП за каждый литр ввезенного алкоголя из стран участников ЕАЭС. Основным мотивом введения данной нормы является желание властей уравнять конкурентоспособность казахстанских предпринимателей на территории стран ЕАЭС. Но, как утверждают импортеры, это грозит тем, что в Казахстане значительно подорожает либо совсем исчезнет алкогольная продукция стран ЕАЭС – России, Беларуси, Армении и возможно возрастет спрос на водку украинского производства… Оказывается, министерство торговли Украины планирует отменить лицензирование экспорта и импорта алкогольной продукции, а также отменить финансовые санкции за непредоставление субъектами хозяйствования отчетов в этой сфере алкоголя. При такой поддержке украинский алкоголь наверняка хлынет к нам рекой — ведь такие скидки от собственного правительства с лихвой покроют расходы на заход на казахстанский рынок.