Олжас Худайбергенов на пресс-конференции высказал свое мнение о будущем казахстанской валюты. Об алтыне – единой валюте для стран ЕАЭС, пока речи не идет.
После февральской девальвации 2014 года девальвационные ожидания казахстанцев никуда не исчезли, а на фоне обвала рубля только обострились. Население и бизнес активно скупают евро и доллары. Впрочем, госсектор в этом вопросе всех обошел.
– С октября по декабрь государственный сектор сформировал от 50 до 70% «лишнего» спроса на валюту, – сказал директор центра макроэкономических исследований, экономист Олжас Худайбергенов во время пресс-конференции, посвященной дедолларизации экономики Казахстана. – Будет правильным, если госсектор обратно переложится в тенге и тем самым даст сигнал частному рынку: государство поверило в тенге – следуйте нашему примеру.
Кроме этого «сигнала», убедить население перевести свои вклады в тенге, по мнению эксперта, поможет «плавная» девальвация национальной валюты, расписанная на 5-6 лет вперед.
– Сегодняшняя ситуация спровоцирована прежде всего внешними факторами, – подчеркнул Худайбергенов. – Девальвации национальной валюты России вынуждает нас пойти на снижение курса тенге. Думаю, многим понятно, что властям не удастся удержать тенге на том уровне, на котором он держится в последнее время. Сильная валюта препятствует наращиванию экспорта.
Однако в отличие от «шоковой девальвации» в феврале, новое снижение курса должно быть «плавным» и не более 6% в год.
– Решение «отпускать» курс национальной валюты на 6% в год повысит доверие к тенге, поскольку всем будет понятно, что ожидать через неделю, две или месяц, – говорит эксперт. – Если Нацбанк пойдет по этому курсу, девальвация будет примерно на один тенге в месяц.
Дополнительным плюсом к такой «плавно понижающейся» денежной политике можно считать отсутствие инфляционного давления.
– В прошлом году все компании использовали девальвацию как довод, чтобы поднять цены на 20%. Я сам ходил на рынки и видел, что цена поднялась на все. То же случится и в этом году, если сделать резкую девальвацию. А если сделать девальвацию в течение года на 6%, никакого «подскока» цен не будет, – уверен Олжас Худайбергенов.