7 января 2015 года Франция была шокирована серией нападений на редакцию сатирического еженедельного журнала Charlie Hebdo, сотрудников полиции и супермаркет. За три дня в Париже погибли 17 человек и 11 были ранены. Свое мнение о случившемся высказал главный редактор интернет-портала Forbes.kz Вадим Борейко.
— Более трех миллионов человек во Франции приняли участие в маршах единства в эти дни, скорбя по погибшим и выражая свою солидарность в борьбе с экстремизмом. Митинги проходили под лозунгом «Мы все Charlie». Эта же надпись была размещена и на фасаде Института арабского мира в Париже. Вы тоже не остались равнодушным к происходящему и разместили на своей страничке в Facebook: «Я — не Charlie, я – Чарли Чаплин». Что это значит?
— Je ne suis pas Charlie. Je suis Charlie Chaplin. Месседж простой и понятный. Пусть надо мной кто-нибудь посмеется, как над Чарли Чаплином, но я не Charlie.
— Вы не разделяете их взглядов?
— Для начала несколько постулатов, чтобы не сказали, что Борейко поддерживает террористов. Во-первых, я конечно же, скорблю по этой трагедии, по жертвам. Во-вторых, я осуждаю террористов, потому что никакой грех не стоит того, чтобы убивать безоружных людей. В-третьих, я – не исламист, я – православный человек. Не воцерковленный, скорее, богобоязненный. Мне хотелось бы не столько отвечать, сколько поставить вопросы, на которые не были даны ответы в течение почти 10 дней. И вопросы не поставлены. Первый вопрос такой. Весь мир расценил этот теракт, что наблюдается по масс-медиа, как покушение на святыню европейских ценностей, на свободу. Но значит ли это, что в Европе формат этой свободы абсолютен? По-моему, ответ очевиден. Попробуйте отрицать холокост в Германии. Попробуйте во Франции отрицать геноцид армян в Турции. Я не уверен насчет тюрьмы, но наказание будет очень жестоким. Попробуйте высмеять геев. На днях один ресторатор в Италии заставил своего повара пойти к проститутке, чтобы доказать, что он не гей. Какая вокруг была свистопляска! Свобода в европейском понимании – это то, что не простирается дальше кончика моего носа. В Европе существует столько табу, условностей, прямых запретов, что об абсолютной свободе говорить не приходится. Почти во всех странах мира есть запрет на оскорбление человека по этническому, расовому, национальному и религиозному принципу. Европа здесь не исключение. Итак, что мы имеем? Евреев оскорблять нельзя, геев оскорблять нельзя, африканцев оскорблять нельзя, а ислам — можно. По факту получается так.
— А что, на ваш взгляд, в этих карикатурах оскорбительного?
— Во-первых, все прекрасно знают, что изображение человека в исламе – это харам. Большой грех. А тем более пророка Мухаммеда, еще и в негативном контексте… «Боже мой, какие ублюдки веруют в меня!», примерно такой был текст этой карикатуры, которая и стала поводом. Я уверен, для миллионов мусульман оскорбление пророка намного сильнее, чем оскорбление матери. То, что происходило в мире в последние дни… Давайте не будем называть это истерией, не будем выбирать крепкие выражения. Для меня это как факельная эпидемия, то, как люди реагировали на последствия. Был повод.
— То есть вы считаете, что они все-таки спровоцировали нападение?
— Так считаю не только я. Уже спустя неделю после того как эта тема заполнила масс-медиа, стали появляться здравые голоса. Буквально вчера я читал слова Папы Римского о том, что никакая свобода не может быть оправданием оскорблению религии. Сегодня выступил зампреда Ассамблеи народа Казахстана Башмаков, который высказался примерно в том же духе. В профессии журналиста, карикатуриста всегда встает вопрос: нам не дано предугадать…
— Как слово наше отзовется.
— А здесь дано было предугадать. Потому что прецедент уже был. Несколько лет назад одна датская газета уже печатала карикатуру на пророка Мухаммеда…
— Charlie перепечатал ее у себя.
— Там бежит пророк Мухаммед, и к тюрбану его привязана бомба. Тоже оскорбительный контекст. Тогда прошли протесты мусульман по всему миру. И были атаки на датские посольства в некоторых странах, и были жертвы человеческие. То есть карикатуристы Charlie Hebdo сознательно шли на этот шаг и представляли последствия.
— Они рисковали своей жизнью.
— И не только своей. Мученики-либеральные экстремисты, как некоторые их называют. Но пострадали люди совершенно к этому непричастные. Уборщик в редакции, телохранители, несколько полицейских и несколько покупателей в кошерном магазине. Погибло 17 человек. Но погибли же еще и террористы. Они тоже люди.
— Один из случайно выживших журналистов журнала, Патрик Пеллу, считает, что он и его коллеги улучшают мир и проводят культурную работу. То есть, вы не согласны со своими французскими коллегами?
— Сейчас мы говорим о поводе трагедии. Если дойти до корней, то причина — самоубийственная миграционная европейская политика последних десятилетий. Европа, в частности Франция, очень гостеприимная страна. Франция приняла несколько волн русской, еврейской, арабской эмиграции. Можно сказать, что такая политика продиктована европейскими ценностями, согласно которым человек волен жить там, где он хочет. Это правда, но не вся правда. Можно предположить, что эта миграция была продиктована тем, что белые европейцы просто не хотели выполнять черную работу. И стали приглашать людей из Магриба, Турции, Ближнего Востока и других стран. Это тоже правда. Но фокус в том, что последние волны из Магриба — Северной Африки, Ближнего Востока, уже работать не хотели.
— То есть одна из причин обостренных отношений между некоторыми мигрантами и западным миром – это такое отношение свысока?
— Может быть. Сейчас маятник пошел в другую сторону — после толерантной революции. Сейчас и Меркель, и многие другие лидеры признали, что политика мультикультурализма в Европе провалилась. Европейцы рассчитывали, что иммигранты будут интегрироваться в культурную среду, и с первыми волнами так и было. Потому что русские и евреи интегрировались. Арабы из Алжира и Туниса, приехавшие после краха колониализма, тоже. А последние волны – люди, которые не привыкли работать. Они считают, что их все обидели и им все должны. Они хорошо освоили мантры о соцпомощи. Им дают квартиры, платят пособия по безработице. И они ничем не занимаются. Есть районы Парижа, где вообще не говорят по-французски, только по-арабски. Люди занимаются разбоем, торговлей наркотиками. Из этой среды вырастают такие персонажи, которые готовы на все, как эти братья Куаши.
— Еженедельник Charlie Hebdo подвергает критике различные религиозные течения. Например, католики и Папа Римский не раз становились объектами их насмешек. Но у них хватало терпения реагировать на это спокойно. По крайней мере, никто не хватался за оружие. Почему в данном случае такая реакция?
— Потому что в христианстве один из догматов – это прощение. А в исламе изображение пророка – это харам, грех.
— По мнению известного арабиста Андрея Остальского, в исламских странах действительно «нельзя изображать дышащих существ – ни людей, ни животных. Это связано с идолопоклонничеством. Особенно плохо к этому относятся в Саудовской Аравии. Но не настолько, чтобы наказывать людей смертью». Получается, что причина такой реакции на карикатуры Charlie связана не с общим запретом на изображения, а с чем-то еще. С чем же?
— С поиском террористами поводов для мести другому типу цивилизации.
— То есть религия становится прикрытием?
— Все это отголоски битв цивилизаций. Можно говорить и о религиозном фронте. Но точнее будет говорить о расовом фронте. Потому что с европейской расой – атлантической цивилизацией, так ее назовем, иуде-христианской религией, конкурирует азиатская цивилизация. Китай, Япония конкурируют с ней по экономическим показателям. По ВВП Китай выходит на первое место. Еще одна причина может быть в том, что ислам сейчас находится на пике своей пассионарности. А христианство, в данном случае католицизм, в периоде некой усталости. А пассионарность всегда имеет такие выплески, террор в том числе. Мусульманские иерархии всегда просят не называть террористов «исламистскими террористами». Но все равно во всей мировой прессе звучит «Islamic terrorists». Следуя этой логике, мы можем спокойно называть крестоносцев «христианскими террористами», потому что пик пассионарности христианства пришелся на Крестовые походы.
— Но этот период христианства позади. Об этом, кстати, говорит и Кэролин Уайт, военный обозреватель ВВС: «Рациональная Европа уже прожила эпоху Просвещения, революции и войны. И религии в ней отведена роль тихой гавани. Сама религия в Европе, будь то иудаизм или христианство, уже давно стала безопасным объектом сатиры». Что же нужно сделать, и сколько потребуется времени, чтобы люди с радикальными взглядами могли спокойно воспринимать критику? Или это невозможно?
— Я не знаю, возможно ли это в исламе. Вы знаете, новый номер журнала Charlie вышел тиражом в 3 млн экземпляров с аналогичной обложкой. То есть люди идут на эскалацию. Я думаю, что это не переломить.
— Руфат Сатаров – доктор-тюрколог из Свободного Берлинского университета считает, что «первая серьезная реакция мусульманского мира на датские карикатуры с изображением Пророка была связана не с самим появлением карикатур, а с их содержанием. И это содержание ошибочно ассоциировало весь мусульманский мир с дикостью, отсталостью и терроризмом». Саттаров назвал тогда датских карикатуристов инфантильными подростками, которые еще не осознали, что с увеличением степени любой свободы увеличивается и степень ответственности за нее. Не имеем ли мы здесь дело с конфликтом двух совершенно разных представлений о мире с совершенно разными способами восприятия действительности?
— Первое, конечно, дефицит ответственности. С этим и мне приходится сталкиваться по работе, когда думаешь, чем может отозваться та или иная статья. Просчитывая шаги, все равно всего не предусмотришь. Но здесь люди сознательно шли на этот шаг. Это поведение не взрослых людей, хотя карикатуристам по 70-80 лет.
— Что же делать европейскому правительству с теми эмигрантами, которые не смогли интегрироваться в европейское сообщество и принять его культурные ценности?
— Это называется загонять джинна в бутылку обратно. Я не знаю, возможно ли фарш провернуть назад и восстановить мясо, не знаю. Какие-то меры, конечно, будут приняты. Предлагается поставить пограничный контроль на границах стран Шенгенской зоны. Затем ограничить двойное гражданство — из Франции уезжают воевать в Сирию, потом спокойно возвращаются. Их не один и не два человека. Как их депортировать? Как предлагает Рамзан Кадыров – сносить дома с семьями? Это опять не по-европейски.
— Между тем, как сообщает ВВС, президент Франсуа Олланд заявил, что Франция будет защищать все религии. Он выразил понимание, что «мусульмане часто сами становятся жертвами фанатиков». Выступая в Институте арабского мира в Париже, Олланд также сказал, что ислам не противоречит демократии, и поблагодарил граждан арабских стран за поддержку Франции после терактов.