Интервью с генеральным директором государственного коммунального предприятия «Холдинг Алматыжылу» Булатом Кулатаевым.
— Будем говорить о главном сейчас – о тепле. Одним его не хватает — мерзнут, другим с избытком – они открывают форточки. А живем в одном городе. Парадокс, который трудно объяснить. Или у вас есть объяснение, Булат Казыбекович?
— К сожалению, это так. И каждый случай надо рассматривать отдельно.
— «Холдинг Алматыжылу» – предприятие новое, самое молодое в энерготеплоснабжении города. Что скрывается за словом «жылу»?
— Слово «жылу» означает «тепло». Отсюда понятно для чего создавался этот холдинг. Он создан по инициативе акима города. Его основная задача – выработка единой концепции развития теплоэнергетического комплекса города Алматы.
— А что включает в себя понятие «холдинг»?
— В переводе это «управленческая компания». Холдинг управляет компаниями «Алматинские тепловые сети» и «Алматытеплкоммунэнерго».
— То есть, выработка тепла и доставка, продажа его населению. Я возвращаюсь к парадоксу – кому-то тепла хватает, а кому-то его, как воздуха не хватает. У алматинцев нет понятия — как и кем готовится дом к зимнему отопительному периоду. Прокомментируйте информацию.
— «Алматытеплокоммунэнерго» вырабатывает тепловую энергию, а «Алматинские тепловые сети» поставляет это тепло и распределяет среди потребителей, в том числе и в многоквартирные жилые дома. Проектом каждого дома производится расчет тепловых нагрузок, распределение ее по помещениям. Сегодня тепловые сети доводят тепло до элеваторного узла. Затем тепло распределяется по стоякам в каждой квартире. В идеале каждая квартира получает одинаковое количество тепла.
— Все рассчитано инженерами, тепловиками, как и должно быть. Проходит год, пять, десять – вы по-прежнему поставляете тепло в нужных параметрах, а в доме холодно. Почему?
— Распределяется все так же. Но в правой стороне дома происходит недогрев. И жители этого отсека начинают жаловаться. Причина в том, что тепло не поступает по стоякам.
— Значит — стояк забит.
— Да. Его не промывали.
— Кто должен был это сделать?
— Компания, которая управляет домом – КСК или другая компания, нанятая КСК или самими жителями.
— И что делать человеку, у которого не поступает тепло? Дом старый, стояки не промывались.
— Обратиться в управляющую компанию — КСК. Жители оплачивают ее услуги, значит она должна выполнять свои обязательства по обслуживанию и эксплуатации.
— Жители оплачивают и вам за поставку тепла, и председателю КСК зарплату, и аварийной службе за поставку. Но после вас два звена ничего не делают. Куда идти? Вы поможете?
— Приходят к нам. Мы стараемся не отворачиваться – не говорить, что наша работа закончилась на элеваторном узле. В большинстве случаев собираем комиссию в составе представителей КСК или эксплуатирующей компании, представителей тепловых сетей, холдинга, районных акиматов, жилищной инспекции. И адресно проводим обследование системы. Выдаем предписание для устранения замечаний.
— Хорошо. Раз к вам пришли с жалобой, второй раз пришли. Слесари и сантехники во главе с управляющим обещают сделать. А можно лишить это маленькое предприятие лицензии на обслуживание инженерных сетей многоэтажного дома?
— Это конкурентный рынок. В этом случае жители могут отказаться от обслуживания этой компании.
— Эта компания пойдет с таким же успехом обслуживать другой дом.
— Прекратить деятельность холдинг не может. На сегодняшний день 112 обслуживающих компаний, имеющих лицензию на обслуживание внутридомовых сетей.
— Под вывеской ИП?
— Есть ИП. Есть ТОО.
— 112 – это очень много. Я уверен, что там 2 сантехника в штате. На 2 сантехника один газовый ключ, кусок резины и проволока. Самый универсальный инструмент, чтобы заделать дыру в прохудившейся трубе. Больше они ничего не делают. И вот мы приходим к тому, что кроме управляющей компании есть еще и вина самого потребителя. Если у кого-то холодно, а ему жарко, то холодно по вине его соседа. В одной квартире вместо 4 секций поставлено 6.
— Это очень распространенное нарушение. Кто-то делает ремонт – наращивает радиаторы отопления. Кто-то делает теплые полы – выносит батареи на балкон. Это не предусмотрено проектом. Никаких согласований нет. Происходит нарушение распределения тепла по дому. Жилец затянул на себя тепло, которое должно было пойти соседу наверх или вниз. Сосед недополучил тепло.
— Что делать в таком случае?
— При выявлении таких нарушений жилец должен в соответствии с нормативными актами в исходное состояние.
— Я недавно был в одном рейде по жалобе. Приходим — весь подъезд мерзнет. Выясняется, что в двух объединенных трехкомнатных квартирах, которые теперь принадлежат одному хозяину, положили теплые полы.
— Из-за вас у других холодно.
— Пусть они тоже себе сделают теплые полы.
— Но у них нет таких средств.
— А я что виноват? Не могут – пусть мерзнут.Специалисты стоят и говорят: Мы не имеем право отключить его. Это частная собственность. Что в суд идти?
— Все споры в цивилизованном обществе решаются в судебных инстанциях. Это процесс затяжной.
— У нас не любят ходить в суд. Но я скажу: Не стесняйтесь подавать иски на тех, кто нарушает ваши права. Устанавливают дополнительные радиаторы за счет вас, делает теплые полы за счет вас. Вы за это оплачиваете. Позже мы поговорим об общедомовом приборе учета, который будет стоять у вас в подвале. Прибор покажет реальный расход, который будет раскидан на все квартиры в одинаковом размере. Хотя у меня — 4 секции. А у соседа — 18 секций. Самое главное — тепло. Готовь телегу зимой, а сани – летом. И к вам больше всего вопросов. Летом приходят ваши специалисты, проверяют состояние инженерных сетей, элеваторных узлов и их готовность. Выдают акт. Начинается отопительный сезон и люди начинают писать письма. В соседний дом тепло подали 9 октября, рядом 10 октября, а нам – 20 октября. Председатель КСК говорит: «Город недодает тепло». Куда обратиться, чтобы узнать – точно ли до элеватора не доходит тепло.
— В конце каждого отопительного периода проводится совещание с участием акима, на котором даются поручения на предстоящий межотопительный период. Прописывается вся зона ответственностей, от предприятий теплового комплекса, электрокомплекса до районных акиматов, возлагая на них ответственность по подготовке жилого фонда к предстоящему отопительному периоду.
— Чтобы вы не казались такими белыми и пушистыми, хочу вас огорчить. Ваши слесари, сантехники, специалисты выдают акты, не проверив ни элеваторный узел, ни инженерные сети. И мы получаем письмо. Я его вам передам. Еще 5-6 лет назад мы такие письма не получали. Люди просто говорили – кто заплатит, кто ответит. А здесь какое размышление.
«Обидно, что власти много делают для создания комфортной жизни горожан, а в отдельно взятом доме или дворе, как в нашем, этим комфортом даже и не пахнет. Поставщики тепла тоже много делают, чтобы в домах было тепло, а до потребителя это тепло не всегда доходит или не в полном объеме». Про соседа мы уже говорили. И делает вывод – «спрашивать надо с председателя, а с нее спрашивать бесполезно. Положение в нашем КСК такое – у нас нет никакой аварийно-технической службы. Если случается авария, сначала часами ищем председателя, чтобы перекрыть воду, например, а потом сами по газетам разыскиваем сантехников. У нас уже несколько лет не проводится промывка и опрессовка отопительной системы. Акты готовности к ОЗП по слухам просто покупаются на теплоучастке. Трубы на нашем этаже оголены несколько лет назад по указанию председателя. Теплоизоляция с них сорвана и идет колоссальная потеря тепла. Зимой фрамуги раскрыты» и т.д. «Да к тому веду разговор, что все старания властей пропадают и будут пропадать до тех пор, пока на местах нашими домами управляют те, кто прежде всего думает о своем кармане».
-Возьмите, пожалуйста, под себя все аварийное обслуживание в многоквартирных домах. Будьте монополистами в этом вопросе. У вас есть техника, специалисты. Да избежит нас участь размораживания больших домов в зимний период.
— К сожалению, взять все под обслуживание я не могу. На сегодняшний день это запрещает законодательство. Данная услуга находится в конкурентной среде. Как я говорил, 112 компаний имеют лицензию и работают на этом рынке. Наш холдинг предоставляет услугу по обслуживанию внутридомовых инженерных сетей. Практика показывает те объекты, которые ушли от нас, через год просто возвращаются. А точнее, когда начинается отопительный сезон они разрывают связи с компаниями и идут к нам, чтобы в зиму быть подготовленными. В таких случаях мы заново берем эти КСК, проводим мероприятия. Но это все снова ложится на плечи самих жителей.
— К сожалению, вы меня опять убеждаете в том, что не можете поступиться рамками закона. Значит, надо вносить предложения в закон, коррективы в деятельность. Наверняка, вы знаете, что у нас есть котельные, которые коптят небо над Алматы. ТЭЦ переведены на газ, газ у нас последние годы беспроблемный, и вдруг – черный дым, мазут. У нас что действительно есть частные котельные?
— Если говорить о крупных станциях, то ТЭЦ-2 полностью работает на угле. По нашим предприятиям – 72 котельные обслуживаются «Теплокоммунэнерго». Основная часть из них работает на газе, 5 работает на жидком топливе. Есть те, которые работают на угле и мазуте.
— ТЭЦ-2 у нас далеко за городом?
— Не очень далеко. Но там много что делается для уменьшения вредных выбросов. Проводятся мероприятие самим предприятием. Все это под контролем у акима и органов экологии.
— А старушка ТЭЦ-1 переведена на газ? Когда?
— В этом году она уже работает на газе 100 %. Это улучшит нашу экологическую обстановку.
— Недавно произошла авария на улице Наурызбай батыра. СМИ всполошились — на Сейфуллина не успели проложить новую магистраль – она уже рванула и т.д. Старая магистраль. Мы не исключаем возможность прорыва в этот отопительный период. У нас есть возможности в городе, чтобы быстро, не размораживая многоквартирные дома, устранять эти повреждения?
— К сожалению, дать гарантию, что не будет прорыва не может никто, учитывая такой износ сетей. Что делается? Предприятиями укомплектованы аварийные бригады, которые смогут устранить любое нарушение на тепловых сетях. Перед отопительным сезоном мы провели тренировку с участием трех предприятий. Отработали действия по времени и согласованности. С уверенностью могу сказать, что мы готовы к нештатным ситуациям.
— Благодарю вас за беседу и хочу подвести короткий итог. На сегодня город отапливается в полном объеме. Кому холодно — ищите причину у себя в доме. Что нарушили соседи? Как работает КСК? Как работает управляющий? Что они делают летом для того, чтобы вам было тепло зимой? Не стесняйтесь, вы за это платите деньги. Думаю, вы подписываетесь под этим.
— Конечно.
— Приборы учета тепла по тепловым пунктам — которые установлены уже в 200 домах и ведется монтаж еще в 100 домах – могу с уверенностью сказать – это очень выгодное дело. Заставьте председателя сделать так, чтобы в подвале было сухо и для теплового пункта было обозначено место. И уже в этом году вы почувствуете разницу в оплате коммунальных услуг. Выгода в 20 % — 40 %. Даст Бог авария не случится. Пусть эти старенькие трубы еще чуть-чуть потерпят и будут заменены на новые, предизолированные, срок службы которых, говорят 50 лет. Пока на тех, что переложены 120 км аварии не случалось. И у нас не будет.