На орбиту выводится очередная миссия «Союза» с космонавтами на борту и рев ее двигателей, кроме пасущихся вокруг стартовой площадки верблюдов, сотрясает всех наблюдателей. История основного советского-российского космопорта так же полна сотрясений. Именно отсюда — из Байконура, где-то в центральной части Казахстана, в 50-е г.г. полетели собаки Белка и Стрелка, а потом, в 61-м — Гагарин, навстречу космосу и славе.
Сегодня земля замусорена ржавым металлом. Россия платит примерно 115 миллионов долларов США в год за аренду отдаленного участка земли в степях. С Байконура «Роскосмос» — космическое агентство России, запускает большинство своих ракет, а их примерно 22-25 в год. Пока США не построят новое космическое такси, программа «Союз» остается единственным способом доставки людей на международную космическую станцию, где представлены 15 государств мира.
Но между Казахстаном и Россией возникают диспуты. Глава казахстанского космического агентства «Казкосмос» грозил разорвать соглашение об аренде космодрома. При этом Россия сейчас строит новый космопорт на своей территории, что грозит Байконуру лишением смысла существования.
Некоторые казахи были бы рады, если бы русские ушли. В июле 2013 г. сразу после запуска взорвалась ракета «Протон» с навигационными орбитальными спутниками на борту. Это был четвертый инцидент с ракетой именно этого класса на Байконуре за последние 14 лет, как сообщили источники в «Казкосмосе». Казахстан пыталася наложить ограничения на использование ракет «Протон» за особо высокий уровень токсичности используемого ракетами данной системы топлива. Но «Протон» — это рабочая лошадка космической индустрии, которая нужна России. Благодаря системе «Протон», запуск ракет которого завязан исключительно на Байконур, Россия в последнем десятилетии занимала третье место на рынке коммерческой космической навигации, сообщает Рашель Виллейн из агентства «Euroconsult«, специализирующегося на консалтинге в области космической индустрии.
Тем временем Россия заканчивает строительство космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке. В сентябре с.г. президент Путин заявил, что новый космодром будет гарантировать статус России как независимой космической державы и пообещал, что первый запуск состоится в 2015 г.
«Если Россия все же уйдет, «Казкосмос» будет развивать национальную космическую индустрию на основе Байконура, а Россия будет обучать научные кадры,» — сообщает заместитель первого руководителя «Казкосмоса» Еркин Шаймагамбетов. Но совместная работа двух стран ранее уже приносила негативные результаты. В 2004-м г. Казахстан и Россия объявили о планах создания нового, более экологически чистого поколения ракет класса «Ангара». Г-н Шаймагамбетов сообщил, что споры по вопросу финансирования проекта сорвали его реализацию. В этом месяце (декабрь 2014 г.) Россия проведет первые испытания «Ангары», но со своего космодрома вблизи Полярного круга.
Доступы к космодрому и городу Байконур контролируются сотрудниками российских спецслужб. Население города сократилось на треть после распада СССР. О былом величии напоминают только настенные росписи времен СССР. Местные жители боятся ухода российской администрации. “Будет бардак,” — сказал один из местных жителей. — У нас даже воды нет.”
В ближайшей перспективе Россия с Байконура не уйдет. Технические специалисты говорят, что пилотируемые «Союзы» с Восточного запускаться не могут, так как местные условия не предусматривают возможностей для аварийной посадки капсулы.
У Байконура и Восточного есть конкурент — космопорт европейского космического агентства во Французской Гвиане, откуда три года назад Россия начала запуски своих «Союзов». Ввиду близкого расположения Гвианы к экватору, запускаемые оттуда ракеты могут нести в два раза больше, по сравнению с Байконуром, коммерческого веса.
Договор аренды Байконура действует до 2015 г. и может быть расторгнут при условии представления письменного уведомления за год — совершенно ничтожное время, с точки зрения масштабов и перспектив космического пространства.
Источник : The Economist.