Предновогодняя распродажа игрушек не просто удивляет, а даже пугает. Нынче можно ребенку подарить «герпес», «сибирскую язву», «чуму», «ВИЧ»… И даже «вирус Эбола». Можно. А нужно ли? Сомнительные детские подарки комментирует костанайский психолог-практик, член Общероссийской психотерапевтической лиги Ольга Грабельникова.
Американская компания «Giantmicrobes» начала выпуск «модных игрушек» — вирус Эбола в виде мягкой игрушки, которая сразу же стала хитом в США. Первая партия пушистых вирусов была сметена с полок магазинов, сообщает портал Aldianews. Производители называют свой товар «отличным учебным пособием для детей всех возрастов». Наибольшая доля продаж плюшевого вируса пришлась на медицинские учреждения и школы. Но впереди Новый год, и родители требуют добавки, чтобы пополнить домашние коллекции игрушек своих детей.
Вот и мы попытались разведать, а есть ли спрос на столь сомнительные покупки среди костанайских мам и пап? И узнали много интересного.
— Вот, смотрите, — Татьяна Селезнева, костанайский сетевой продавец интернет-магазинов США и Китая открывает одну ссылку за другой. — Это «кишечная палочка», эдакий коричневый колобок с усами. А эта пушистая белоснежка – «сальмонелла». Есть еще «птичий грипп», «малярия», «коровье бешенство». А это уже анатомическая тема — «сперматозоид», довольно похожий на дельфинчика. А вот и его подружка – «яйцеклетка».
Последняя выглядит, и правда, довольно мило. Белая, мягкая, с глазками-бусинками и розовым бантиком на голове. Если не знать, сколь важное у игрушки предназначение, вполне для малыша. Стоимость мягких вирусов с доставкой в Костанай примерно три с лишним тысячи тенге. Компания «Giantmicrobes» поясняет, что их линия плюшевых игрушек, изображающих возбудителей различных болезней, это, прежде всего, методический материал. Но психологи бьют тревогу, смертельно опасные вирусы и бактерии выглядят в плюшевом исполнении мирными и даже смешными.
-И я соглашусь с коллегами, — отмечает Ольга Грабельникова, костанайский психолог-практик, член Общероссийской психотерапевтической лиги. — Доброжелательный вид смертельных вирусов искажает восприятие детей. Они будут думать, что микробов не стоит опасаться, они ведь такие милашки. И в какой-то момент реальной опасности эта подмена понятий может сыграть злую шутку.
Кстати, бум популярности плюшевых вирусов пришелся на этот год, когда предприимчивые производители игрушек выпустили-таки в продажу «вирус Эбола». Это коричневый червячок с глазками. Кто-то считает такой бизнес кощунственным. Тут спорить можно бесконечно. Но факт бьет по мозгам: плюшевая «Эбола» стремительно распространяется и на своей родине — в Западной Африке, где люди по вине ее живой тезки гибнут тысячами.
-В данный момент на сайтах плюшевой «Эболы» в наличии нет. Действительно, разобрали, — итожит наш костанайский консультант. — Но с продажи не сняты, значит, скоро будут…
[gallery ids=»60881,60882,60883,60884,60885″]
Тема беременных кукол Барби уже не нова. Ими вовсю играли и рожали еще дети 90-ых. Но в этом году в Казахстане снова разгорелись споры: нужно ли допускать подобные игрушки на наш рынок? Одни говорят, что сценарий деторождения на примере куклы, наоборот, более мягко укладывается в детские головы. Другие требуют воздержаться от игры, связанной с этим процессом.
-Понимаете, не все можно максимально упрощать, — поясняет психолог Грабельникова. — Вот тема деторождения из той сферы, которая должна оставаться неким таинством до определенного момента. Ребенок, спрашивая, откуда берутся дети, хочет лишь начать с вами на эту тему говорить, а не с ходу получить всю анатомию. Иногда достаточно ответить: ты, малыш, вырос в моем животике. Для первого разговора и этого достаточно. А сразу покупать игрушку с открывающимся животом – это перебор. Отход от традиций, если хотите. От волшебного таинства, женской мудрости.
Поклонников у беременных кукол Барби предостаточно и в нашей области. Говорят, выросли на таких — и ничего, не извращенцы. Тем временем игрушечный бизнес пошел дальше. На прилавках вот-вот появятся бородатые Барби, их уже прозвали «Барби-Кенами». Мы обошли многие магазины игрушек в Костанае. Мнение большинства таково: скоро обычную куклу Барби в магазине и не найдешь. Спрос все чаще на товар ультра оригинальный.
[gallery ids=»60874,60875″]
Но особенно популярной для костанайских детей оказалась тема игрушек-монстров.
-Вот это, действительно, бум для нашего региона, — признается консультант-продавец Татьяна Селезнева. — Родители вовсю заказывают кукол, которые спят в гробах, с клыками и кровью на губах. Если честно, саму оторопь берет, но это действительно популярно. И, мне кажется, пострашнее вирусов будет.
Тут «ноги растут» из популярного мультсериала про монстров. Опять же производители игрушек и здесь удобно пристроились. Одна из мам отметила, что сам мультик-то не плох. Даже добру и дружбе учит. Между монстрами, правда. Потому, мол, дети и его героев воспринимают по-доброму.
[gallery ids=»60878,60877,60876,60879″]
-Ну тут уж, как говорится, каждый свободен решать, — комментирует очередную порцию игрушек Ольга Грабельникова. — Я бы своему ребенку такую игрушку не купила. И объяснять такую покупку тем, что ребенку нравится, это большая ошибка. Не торопитесь делать все, от чего ваш ребенок захлопает в ладоши. Думайте наперед, вы ведь старше и опытней. Ребенок видит эти игрушки каждый день, их внешний вид со временем закладывается в голову как норма. Монстры, смерть, кровь, гробы – все это на подсознании формирует мрачные настроения. А еще воспитывает циничность, ведь ребенок практически играет с трупом. И ассоциирует себя с этим. В голове зреет недопонимание самого факта жизни, можно умереть и опять восстать. Позже это может вылиться в манипуляцию родителями на тему суицида. Я все же советую осторожней относиться к игрушкам, которые провоцируют подмену понятий. Особенно в дошкольном возрасте, на этапе сказок лучше не уходить от четкого контраста добра и зла. Второстепенное от первостепенного дети еще не могут отличить, и если монстр улыбается, значит, все монстры таковы, решит он.
Вы говорите, родители активно покупают такие игрушки. Значит, мы плохо справляемся с атакой на нашу нравственность. Нас кормят фантиками, за которыми начинка, не соответствующая обертке. И мы едим этот суррогат. И детей кормим.
Сейчас много говорят про суицидальные настроения подростков. Интересно провести среди них опрос, в какие игрушки они играли в детстве. Но Костанай пошел дальше. В этом году в одной известной в области кондитерской сети был необычный заказ. Родители свою дочурку-именинницу хотели порадовать тортиком с вылепленной из мастики девочкой-монстром, лежащей в гробу. Кондитеры выполнять заказ отказались. Но, как нам стало известно, другие согласились. И это бизнес. Подыгрывать ему или нет, решать только вам, родители. Дети пока что зависят от вашего выбора. Но уже завтра они начнут его делать самостоятельно.
До Нового года чуть меньше месяца. Есть время подумать, прежде чем купить. Подарок, конечно, должен удивлять. Но не шокировать…