Телеканал «Хабар» не обсуждает только ленивый — причем обсуждать в негативном ключе стало модно. Но председатель правления АО «Агентство «Хабар» Айдос Укибаев по-своему оценивает эту «моду».
— Итак, кто сегодня смотрит «хабаровские» каналы? Вас действительно «мало кто смотрит», как заявляют некоторые эксперты в сфере телевидения? Или это мнение, мягко говоря, несколько устарело?
— Нас смотрят миллионы казахстанцев. Это не преувеличение. И критикуют нас именно потому, что смотрят. Не смотрели бы – ничего бы и не говорили. Есть такой статистический показатель, как «уровень телесмотрения» — доля того или иного канала в общем объеме просматриваемого контента. Объективные замеры показывают, что за последние полгода уровень телесмотрения всех без исключения государственных телеканалов значительно возрос. Это результат целенаправленной политики каналов в борьбе с информационной экспансией зарубежного, в частности, российского ТВ. Мы активно боремся за своего зрителя, делаем контент разнообразнее, интереснее.
— Это заметно, потому что каналы телесемейства «Хабар» теперь все более похожи на российские: «развлекуха» доминирует.
— Телевидение обязано развлекать зрителя, это аксиома медийного рынка. Можно сколько угодно говорить о высоких материях, спорить, какая главная задача телевидения: информировать, просвещать или развлекать? Но зритель давно ответил на этот вопрос. Рейтинги дает, за небольшим исключением, развлекательный контент – музыкальные и юмористические шоу, телевизионные мелодрамы, ситкомы. Правда в том, что чем больше вы транслируете серьезных программ, тем больше должно быть развлекательного контента. Если канал не будет следовать такому правилу, то, даже создавая гениальные аналитические программы, он обречен остаться без аудитории. Нет, смотреть такой канал, конечно, будут. Но меньше людей и реже.
Нас часто упрекают, в том числе и некоторые чиновники: вы государственный канал, почему же у вас появляется так много развлекательных передач? Однако никто не пытается понять, для чего такой контент нужен. Нам нужен зритель. В условиях жесточайшей конкуренции с зарубежными каналами и интернет-порталами борьба за телезрителя идет исключительно тактическими методами, иногда агрессивными. Чтобы привлечь на канал зрителя, заинтересовать его информационными, аналитическими, общественно-политическими программами, необходимо создавать своеобразные приманки в эфире. Ими как раз и являются развлекательные программы. Не случайно, к примеру, телесериалы транслируются до и после новостей, а развлекательные шоу размещаются рядом с общественно-политическими ток-шоу.
— Тем не менее, как отмечают некоторые эксперты, с рейтингами у каналов семейства «Хабар» ситуация совсем неважная. Что Вы можете сказать по этому поводу?
— А кто сказал, что рейтинги телеканалов, которые представляет в нашей стране одна-единственная частная компания, являются истиной в последней инстанции? Если верить этим рейтингам, то казахстанцы смотрят только индийские сериалы далеко не лучшего качества, концерты российских звезд эстрады и ток-шоу уровня «ниже пояса». Вы можете поверить, что это правда? Я — нет. Вот и вам рекомендую задуматься, на какую аудиторию ориентировано то рейтинговое агентство, которое дает такие странные данные. Половина населения нашей республики живет в сельской местности, но их агентство вообще не берет во внимание.
— Получается, эксперты-частники врут?
— Давайте выразимся более корректно: не вполне понимают суть вопроса те, кто причисляет себя к экспертам. Для того чтобы провести опрос зрительской аудитории в разных регионах страны, в разрезе разных социальных групп и сформировать достаточно объективную статистическую выборку, нужно, скажем так, поработать, причем с учетом специфики той страны, в которой ты проводишь замеры. Это серьезная, масштабная работа, требующая определенных затрат. Куда проще по якобы репрезентативной выборке нанять какое-то небольшое количество семей и только в крупных городах, чтобы по их данным мониторить эфир, а потом глубокомысленно заявлять: «Хабар» у нас, оказывается, совсем не смотрят, а вот «Индия ТВ» — в почете. К таким, с позволения сказать «экспертам», лично у меня вопросов нет. Нравится заниматься профанацией – пожалуйста. Хотя осадок остается неприятный. Дилетантизм сам по себе в любой профессиональной сфере всегда огорчает, но дилетантизм публичный – огорчает особенно.
Понятно, что определенная часть населения смотрит самую примитивную телепродукцию. Но это явно не большинство казахстанцев, не надо «стричь» всю страну под одну гребенку. Коммерческое телевидение идет на поводу у таких «запросов общества», бизнес есть бизнес. АО «Агентство «Хабар» представляет в телеэфире государство и мы прекрасно понимаем, что телевидение – это не только способ зарабатывания денег. Это мощный общественно-политический инструмент, который оказывает колоссальное влияние на людей, на их интересы, ценности, идеалы. Все каналы агентства «Хабар» в Казахстане – это инструмент продвижения, популяризации, разъяснения позиции государства по всем вопросам, которые волнуют общество. Мы исходим из этого.
Однако, чтобы донести позицию государства, нужно, чтобы канал смотрели. Нужна аудитория. А аудиторию привлекает в первую очередь развлекательный контент, которого должно быть много. Но он должен быть качественным, мы здесь не всеядны. Абсолютно все, что мы транслируем на каналах телесемейства, проходит через своеобразный фильтр, с точки зрения морали, этики и общественной значимости. Очевидно, что такой подход «Хабара» кому-то не нравится. Да, «Хабар» становится более развлекательным в хорошем смысле, и благодаря этому постепенно отбирает у конкурентов кусок пирога. А пирог, который делит между собой медийный бизнес, в Казахстане не так уж велик. Вот почему нас не любят, вот откуда эти псевдорейтинги, эта, мягко говоря, не вполне конструктивная критика. Впрочем, мы смотрим на это спокойно. Бизнес, ничего личного.
— Действительно, государственное телевидение у нас не критикует только ленивый. Это стало своего рода традицией. Причем градус критики, действительно, заметно возрос по мере того, как «хабаровские» каналы стали менять свою концепцию. Почему? Конкуренты напряглись?
— Возможно. Мы не против, пускай напрягаются, пусть критикуют. Критика – это хорошо, она всегда помогает расти, становиться лучше. Только она должна быть профессиональной. Тогда как мы, к сожалению, в последнее время видим обратное. Все чаще в прессе, социальных сетях, на медийных конференциях выступают люди, наделившие себя правом судить о состоянии медийного рынка, но ничем не подтвердившие на практике это право. Они много говорят о казахстанском ТВ, о государственных каналах в частности, причем о последних – исключительно в негативном ключе. Создается впечатление, что, действительно, существует некий заказ, что идет своего рода информационная атака, организуется критика ради критики. Одни считают деньги налогоплательщиков, другие — подсчитывают долю транслируемых на государственных каналах ток-шоу, сериалов и развлекательных программ. Третьи говорят: мол, у вас одна развлекательная дребедень, а вот культурологических программ, воспитывающих любовь к родному краю, нет. Утверждают так, даже не потрудившись сесть перед телевизором и немного посмотреть наши каналы, эфир которых только из таких программ и состоит.
— А вот здесь можно поподробнее?
— Речь идет о наших нишевых, тематических каналах, которые создавались, исходя из современных тенденций развития телевизионного пространства. Каждому зрителю нужно что-то свое, и лучше, если он найдет это свое на казахстанском канале, а не на российском или американском. Образовательные и культурологические – на «Білім және Мәдениет», информационные – на «24KZ». «Казах ТВ» представляет нашу страну перед огромной зарубежной аудиторией, ежедневно выдавая качественную продукцию на нескольких языках. Нас искренне радует появление в нашем эфире отечественных сериалов, качество которых заметно улучшается. Не случайно объемы трансляции казахстанской художественной продукции за последние 3-4 года у нас значительно возросли. Люди с удовольствием смотрят родное, казахстанское кино и сериалы. Отдельно нужно сказать о социально значимом контенте, который всегда привлекает огромную аудиторию. Многие заметили, что на канале «Хабар» одновременно с развлекательными «Жұлдызды дода. Звездные войны» и «Бенефис-шоу» в эфире появились социальные программы «Жекпе-жек», «Одна судьба», «Біздің үй», «Нүкте», обсуждающие темы и проблемы, которые сегодня волнуют все общество. Появилась программа «Экономкласс» — не что иное, как экономический ликбез для широких слоев населения.
И таких специализированных программ на телеканалах агентства «Хабар» сегодня не одна, не две и не четыре, как недавно было указано в прессе. Их насчитываются десятки. Наши уважаемые критики стараются не замечать того факта, что на базе только двух телеканалов — «Хабар» и «24kz» — сформирован полноценный новостной «хаб» и зрителю больше не нужно искать последние новости на российских каналах. Здесь транслируется вся актуальная информация как по Казахстану, так и из-за рубежа. Такое стало возможным благодаря нашей собственной мощной зарубежной корреспондентской сети, которая впервые в Казахстане была создана именно на «Хабаре». Внутренняя корсеть также активно работает, с мест событий по несколько раз в день идут прямые включения из всех регионов. Также наши зрители теперь могут смотреть брифинги о важнейших событиях в стране ежедневно в режиме онлайн.
— Давайте вернемся к рейтингам. Вы упомянули необъективность рейтингов телеканалов, которые публикуются в Казахстане. Однако даже если верить таким, явно не вполне репрезентабельным измерениям, рейтинг каналов «Хабара» постоянно растет, особенно, в последнее время. Правда, публикуемые доли выглядят скромно. Например, доля вашего канала «24kz» составляет всего 1-1,5%. Цифра, если честно, так себе.
— Для новостного канала это хороший рейтинг. Посмотрите долю канала «Россия24» на российском ТВ-рынке: она составляет 1,3%. А доля очень популярного новостного канала «Lifenews» в России – 1,5%. Когда наши, с позволения сказать, эксперты критикуют информационный канал «24kz» за аналогичный рейтинг, они либо вообще не разбираются в телевидении, либо специально лукавят. Любой профессионал скажет: сугубо новостные информационные каналы не имеют больших рейтингов. Их целевая аудитория — слишком узкая. В текущем году мы заказывали обширное социологическое исследование относительно смотрибельности «24kz» и результаты нас порадовали. В своем сегменте канал востребован. Об этом свидетельствует и то, что набирает популярность сайт 24.kz, а его мобильное приложение входит в Казахстане в ТОП-10 используемых приложений для смартфонов.
— Несмотря на успехи, заметно, что Вы все же болезненно относитесь к критике. Почему? Вас беспокоит то, что о «Хабаре» сегодня говорят, скажем так, не вполне объективно?
— Просто я органически не терплю дилетантизма. Все нужно делать профессионально, в том числе и критиковать. Я не утверждаю, что в нашем холдинге все замечательно. Так не бывает в сфере СМИ. Телевидение трансформируется на глазах, появляются новые формы подачи информации, зарождаются инновационные подходы, в конце концов, происходит технологическая революция. Мы меняемся каждый день, и поверьте, меняемся в лучшую сторону. Если еще вчера ориентиром развития для казахстанского телевидения были российские каналы, то сегодня мы ставим перед собой совершенно другую планку. Речь идет о телевидении Западной Европы, США, Японии, Южной Кореи, Турции, Китая. Мы сотрудничаем с ними, учимся, перенимаем их лучший опыт. А критика – это наша верная спутница. Она нам не дает сидеть на месте и помогает становиться лучше. Вот если перестанут критиковать, значит, дела наши действительно плохи. Не критикуют только тех, кто ничего не делает.