Сегодня весь мир празднует 25-летие одного из величайших событий в истории 20-го века — падение Берлинской стены. С этого момента началось воссоединение безжалостно и искусственно расколотой Германии. За падением Берлинской стены последовал вывод советских войск из Восточной Германии и, практически, праздничное разрушение всего социалистического лагеря. Сегодня пешие прогулки из бывшего «социалистического» сектора Берлина в сектор западный стали приятной и необременительной обыденностью. Но в недавнем прошлом за это люди платили жизнями, здоровьем и свободой. Ниже следует краткий обзор самых невообразимых по дерзости и по техническому исполнению побегов немцев из ГДР на Запад.
Через 4 месяца после возведения стены, молодой инженер-железнодорожник из ГДР Гарри Детерлинг нашел в глухих местах Восточного Берлина старую и не заблокированную железнодорожную ветку в западный сектор. Он без промедления собрал семью и друзей и 5 декабря 1961 г. угнал локомотив. Разогнал его и на полной скорости и на глазах у остолбеневших пограничников «ушел» в ФРГ. На той стороне перебежчики сдались полиции. На следующий день сотрудники пограничной службы ГДР перекрыли место прорыва.
16 апреля 1963 г., военнослужащий из ГДР и фамильный тезка теоретика социализма Фридриха Энгельса, Вольфганг Энгельс, угнал БТР, разогнал его до максимальной скорости и попытался протаранить стену. БТР наполовину завяз в ней и заглох. Вольфганг вылез и попытался перелезть, но застрял в колючей проволоке. В него стреляли и попали два раза. На другой стороне западные немцы, отдыхавшие в пивной, услышали выстрелы и выбежали наружу, где увидели подраненного солдата, большая часть тела которого уже находилась в ФРГ. Ему помогли распутаться . Через много лет Энгельс рассказал журналу The Christian Science Monitor, как он пришел в себя за барной стойкой, увидел многочисленные бутылки и, памятуя скудный ассортимент алкоголя в барах в ГДР, понял, что прорвался.
Работая в Восточном Берлине, австриец Хайнс Мийкснер влюбился в Маргарету Турау, но власти ГДР отказали ей в выезде. Мейкснер взял в аренду машину с откидным верхом, снял с нее ветровое стекло и принизил посадку машины. 5 мая 1963 г. он спрятал невесту и ее мать на заднем сидении и на полной скорости промчался под шлагбаумом. Стрелять в направлении западной Германии пограничники ГДР побоялись, потому что это выглядело бы, как нападение на блок-пост НАТО на другой стороне.
В 1966 г. 18-летний Хартмут в течение 4-х часов переплыл Канал Телтов : «…меня клевали лебеди и гавкали собаки на берегу… Приходилось делать затяжные нырки, чтобы избежать обнаружения патрулями…У меня было переохлаждение и истощение, » — рассказал он потом агентству France Presse. Через несколько лет он занялся эвакуацией восточных немцев в ФРГ профессионально — работая водителем грузовика, перевез более 30 человек. В 1976 г. его арестовали и приговорили к 15-летнему заключению. Через 4 года, ФРГ добилась его амнистии.
Инго Бетке, сам служивший в погранвойсках ГДР, использовал свои армейские знания и навыки, чтобы пробраться через заросли колючей проволоки и минные поля у реки Эльбы и переплыть на другой берег на надувном пляжном матрасе в 1975 г.
После побега Инго Бетке его семья подверглась публичной обструкции в восточно-германском обществе. Его брат Хольгер, спортсмен-лучник, в мае 1983 г. взобрался на высокое здание в восточном секторе Берлина и при помощи лука и стрелы перекинул через границу проволочный канат. На той стороне его ждал старший брат. Висящий на руках Хольгер на большой скорости успешно перелетел в ФРГ.
В ГДР оставался еще один Бетке — Эгберт. Его старшие братья выучились на пилотов гражданской авиации. Они нанесли на легкомоторный самолет красные звезды и раздобыли форму армии ГДР. В мае 1989 г. они перелетели в восточный сектор и вывезли Эгберта, положив конец более чем 10-летней разлуке . «Они, как ангелы, спустились с неба и перевезли меня в рай» (Эгберт Бетке).
Механик ВВС ГДР Ганс Питер Стерльчик вдохновился передачами про воздушные шары. С другом Гюнтером Ветцелем он собрал один такой. Двигатель был изготовлен из пропановых баллонов. Жены друзей вручную сшили оболочку шара из простыней. 16 сентября 1979 года друзья и их семьи предприняли успешно закончившийся 30-минутный перелет из Восточного Берлина.
Хорнст Кляйн был цирковым трюкачом-канатоходцем, которому запретили выступать за антисоциалистические взгляды. В декабре 1962 г. Кляйн после целенаправленных поисков нашел не работающую ЛЭП, по которой перешел на ту сторону. Под ним были ничего не подозревавшие пограничники ГДР. Он перешел границу и спрыгнул вниз, сломав обе руки.
Несколько сотен немцев из ГДР сбежали через сеть секретных тоннелей. В 1962 г. примерно 12 пожилых немцев прокопали знаменитый «Тоннель стариков». В 1964 г. еще 57 человек сбежали на Запад по другому тоннелю, который позже так и назвали «Тоннель-57». Этот побег был самым массовым исходом граждан ГДР за всю историю существования.