Договор казахстанской компании Bek Air и ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) о покупке семи бортов Супер Джет 100 так и не вступил в силу. Как стало известно редакции, Bek Air не смогла заплатить изготовителю аванс в размере 15% от суммы всей сделки, и потому все договоренности считаются не действительными. По факту от сделки никто не отказался — ни москвичи, ни глава казахстанской компании Жумасултанов. Как только компания заплатит «Сухому» деньги или предоставит другие гарантии – процесс возобновится. Однако на сегодня сделки нет, хотя речь о ней шла еще с лета.
«Сделка находится на контроле Путина», «В Казахстан придут новые самолеты», — такие заявления делались в отношении компании Bek Air, которая намеревалась купить самолеты в России. Купить необычным способом: не за свой счет, а за счет нацхолдинга «Байтерек».
Напомним, владелец авиакомпании Жумасултанов планировал заплатить ГСС около 231 млн долларов и уверял, что деньги есть. Однако позже завышенный по своей стоимости проект «Байтерек» финансировать отказался.
По нашей информации, владелец Bek Air не теряет надежды и продолжает искать источники финансирования. При этом он уже не раз прилетал в Москву на переговоры к руководству «Гражданских самолетов Сухого», но каких-то серьезных изменений в ситуации нет. Официально ГСС не закрепляли вновь произведенные самолеты за казахстанским покупателем — эти машины могут уйти другим заказчикам.
Между тем первый заместитель министра по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек говорит об общем росте авиапарка Казахстана, в том числе и за счет обновлений парка Bek Air. На фоне происходящего непонятно, какие именно «новые самолеты Bek Air» имеет в виду вице-министр.