Казахстанская авиакомпания BEK AIR привлекает инвесторов, чтобы купить самолеты из России по цене, превышающей рыночную.
Факты таковы. Казахстанская авиакомпания BEK AIR подписала соглашение на приобретение 7 самолетов Sukhoi Superjet 100. Соглашение о поставках бортов подписали президент ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и председатель правления компании BEK AIR – Нурлан Жумасултанов, 14 июля в Лондоне. При этом «историческом» моменте присутствовали президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян и председатель Национального космического агентства Республики Казахстан, летчик-космонавт герой России и Казахстана Талгат Мусабаев.
Согласно документу, Superjet 100 будут поставлять казахстанской авиакомпании в одноклассной компоновке на 103 пассажирских места: три самолета в 2015 году и четыре — в 2016-м.
Отличная новость, хорошие перспективы для пассажиров. Но есть некоторые сомнения….
Себестоимость Superjet — 28 млн долл. Каталожная цена — 35 млн долл. Но по словам экспертов в области гражданской авиации, за эту сумму самолеты никто не покупает. Средняя цена самолета марки Superjet 28-30 млн долл.
Во сколько обойдется это «удовольствие», BEK AIR не разглашает. Однако из неофициальных источников редакции стало известно, что продажа самолетов прошла по завышенной цене. Более 31 млн долларов Жумасултанов собирается заплатить за один борт. И это без учета НДС и комиссий. Комиссия, кстати, составляет еще около 3% от суммы сделки. Таким образом, по самым грубым подсчетам, стоимость одно самолета составит около 35 млн долларов. А вся сделка встанет авиакомпании в 231 млн долларов.
Стоит отметить, в 2012 году российская компания «Гражданские самолеты Сухого» продавала свою продукцию по 20,5 млн долл.
Кроме этого в прессе прошла следующая информация. — ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) раскрыл цену самолета Sukhoi SuperJet 100 (SSJ 100), поставляемого авиакомпании «Аэрофлот». Она составила почти 616 млн рублей, передает ИТАР-ТАСС, со ссылкой на сообщение «Гражданские самолеты Сухого» . Эта цена эквивалентна $18,6 млн, что вдвое меньше каталожной стоимости лайнера — $35,4 млн.
То же самое можно прочитать и в Forbes.
Как правило, при совершении таких сделок требуется гарантия государства. Шутка ли 231 млн долл!? А вдруг не выплатят? До тех пор, пока сумма сделки не выплачена полностью, самолеты находятся в лизинге. И чем выше стоимость самолета, тем больше лизинговая ставка. В случае нарушения договора, самолеты возвращаются в собственность ЗАО «Гражданские самолеты Сухого».
Откуда у компании деньги на эту сделку? Бизнес-активность авиаперевозчика далека от масштабной: BEK AIR летает в 7-ми направлениях по Казахстану (Алматы, Астана, Костанай, Атырау, Актобе, Актау, Уральск). Компания существует с 1999 года. И только в 2012-м она перевезла своего стотысячного пассажира. Так что о популярности говорить не приходится. 85% отзывов на forum airlines далеко не самые лестные.
А 16.07.2014 все работники инженерно-авиационной службы алматинского филиала авиакомпании написали заявления об увольнении.
По данным редакции, возможным инвестором BEK AIR стал «Национальный управляющий холдинг «Байтерек». А инвестиции придут путем покупки холдингом акций авиакомпании. На это счет в пресс-службе организации ответили:
— Мы уточнили у нашего руководителя, он говорит, что: «нет пока такого у нас».
Если информация источника правдивая, то в случае, если авиакомпания не сможет расплатиться по счетам с ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», «Байтерек» будет вынужден их «поддержать». А это дополнительные миллионы долларов из государственного бюджета.
Для справки: обязательные лизинговые платежи авиакомпании ГСС будут составлять не менее 200 тысяч долларов в месяц за 1 самолет.
Директор компании BEK AIR Дамир Баймурунов опровергать данные, предоставленные редакции источником, не стал, ограничившись фразой:
— Я вам ничего не скажу!
На вопрос, откуда у компании деньги на такую дорогостоящую покупку, ответил:
— Привлекли инвесторов, с которыми компания имеет принципиальное соглашение, однако оно находится на стадии разработки.
Пресс-служба ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» на наши вопросы ответила следующее:
— Стороны подписали соглашение, а не контракт. Это означает, что финансовая составляющая сделки будет определена после подписания контракта.
Примечательно, что даже в Википедии есть информация о том, что контракт уже существует. Эту информацию подтвердили и в BEK AIR. И только пресс-служба ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» все еще считает, что контракта нет. Или так заявляет.
Во всей этой истории не было бы ничего предосудительного, не участвуй в этой комбинации национальный холдинг и бюджетные деньги.
Редакция портала 365info.kz готова выслушать все заинтересованные стороны, а также опубликовать факты, мнения и точки зрения по данному вопросу.