Кажется, Казахстан так и не дождется импортного бензина, который обещала компания «ҚазМұнайГаз Өнімдері». Тендер на закупку такового не состоялся. Больше того, некоторые эксперты склонны оценивать всю эту информацию как несоответствующую действительности — реальных переговоров о продаже бензина Казахстану не было.
10 октября на сайте госзакупок был размещен тендер от «ҚазМұнайГаз Өнімдері» на покупку бензина. И в этот же день Минэнерго заявило, что намерено частично преодолеть дефицит топлива в Казахстане с помощью контракта с Азербайджаном. Однако азербайджанская государственная нефтегазовая компания Socar в комментарии нашему порталу отвергла существование сделки с Казахстаном. Больше того, как утверждает наш источник в КМГ, 24 октября, на сайте госзакупок тендер «ҚазМұнайГаз Өнімдері» на покупку бензина был отменен в связи с обнаружением нарушений, влияющих на итоги закупок.
Но все это не помешало ответственным должностным лицам продолжать рассказывать про закупку бензина в Азербайджане, которая вот-вот состоится:
– Контракт у нас есть, и в любом случае мы будем ждать, что компания выполнит свои обязательства, – настаивал на занятой позиции заместитель генерального директора по маркетингу АО «КазМунайГаз – переработка и маркетинг» Ерлан Койбагаров, во время брифинга 1 ноября посвященного проблемам поставок бензина из Азербайджана.
Ерлан Койбагаров сообщил, что бензин поставит посредник – трейдинговая компания, выигравшая тендер на портале «Самрук-Қазына», которая самостоятельно его приобретет у Азербайджана. Детали контракта, такие как сумма сделки, имя партнера, замгендиректора по маркетингу раскрыть отказался, ссылаясь на коммерческую тайну. Которая, к слову, не имеет отношения к тендерам. То есть «ҚазМұнайГаз Өнімдері»играют на грани фола.
На этот вопрос есть два варианта ответа. Первый вариант, о котором сообщил наш источник, близкий к КМГ, может быть таким: чисто теоретически компанией-поставщиком бензина может оказаться оффшорная компания. В том числе и с участием казахстанцев. Этой компании вовсе не обязательно покупать бензин в Азербайджане – достать она его может из своих закромов. И все эти разговоры об азербайджанском бензине являются лишь фасадом для заключения другой сделки – крайне выгодной для отечественного нефтяного монополиста. Ведь «главное – бензин в стране будет!» – говорят в КМГ.
Другой вариант – вся эта сомнительная информация распространяется с целью выиграть время.
– Любой тендер должен быть прозрачен, иначе как оценить куда вкладываются средства, сколько их вкладывается, на каком этапе и кто выигрывает? Это все должно быть известно широкой общественности. А у нас все так законспирировано, что ничего не поймешь, – прокомментировал ситуацию с поставками азербайджанского бензина главный научный сотрудник Института экономики Комитета науки Министерства науки и образования РК Олег Егоров. – А по поводу Азербайджана я думаю, что это сплошная дезинформация, чтобы немного успокоить, выиграть время, до тех пор, когда подойдут потоки из России или из Китая.
В соответствии с правилами государственных закупок тендера должны быть предельно открытыми и прозрачными и не попадать под такое понятие конфиденциальности как «коммерческая тайна». Законодательством четко регламентируется порядок проведения конкурсов и устанавливается ответственность за нарушение, но… контракт на закупку бензина из Азербайджана каким-то образом прошел в форме «закрытой процедуры»: условия контракта и имя победителя оказались коммерческой тайной.
По мнению Олега Егорова, события могли развиваться следующим образом: Минэнергетики обратилось к азербайджанской госкомпании с просьбой помочь – выделить небольшой объем бензина. Компания согласилась, но вышестоящая организация, к примеру, кабинет министров, остановила переговорный процесс и перекрыло бензиновый краник на экспорт нефтепродуктов в зарубежные страны. Поэтому никакого контракта подписано не было.
В итоге заказ на поставку бензина АИ-92 на 2,12 млрд тенге был отменен. Будет ли в стране обещанный импортный бензин — открытый вопрос.