Казахстанские банки обязаны разглашать правительству США информацию о своих клиентах и их счетах. С 1 июля 2014 года в силу вступили основные требования законодательства FATCA. Но до сих пор между Казахстаном и США не заключено и не согласовано межправительственное соглашение; к зарегистрировавшимся банкам применяются положения законодательства США. На сегодняшний день 96 банков, финансовых и страховых организаций Казахстана зарегистрировались в Службе внутренних доходов США и получили GIIN (международный ИИН).
Закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) был принят в 2010 году с целью лишить граждан США, имеющих счета за границей, возможности избежать американского налогообложения. Согласно закону, иностранные банки будут сообщать IRS (налоговый орган США) данные о счетах американцев в рамках межправительственных соглашений об обмене информацией. Если такого соглашения нет, то американские банки-контрагенты будут обязаны удерживать налог в размере 30% с отдельных выплат в пользу иностранного банка. Это значит, что казахстанские банки, покупающие американские акции, могли лишиться 30% дохода по процентам и дивидендам с этих бумаг. Кроме того, в 2017 году список выплат, подлежащих налогообложению по FATCA, расширится: в частности, 30% будут взимать с доходов от продажи ценных бумаг и транзитных платежей.
— На сегодня более 60-ти стран, в том числе известные своими законами о банковской тайне Швейцария и Каймановы острова, заключили с США соглашения об обмене налоговой информацией о счетах американских резидентов. И это неудивительно, — объясняет Александр Синицин, директор Департамента налогообложения и права Deloitte (СНГ). — Вся финансовая система мира завязана на США, поэтому у них есть возможность обеспечить исполнение и требования этого законодательства. Все долларовые платежи будут проводиться через американские банки, да и в принципе финансовая система так устроена, что, не имея отношений с США или с банками, которые имеют отношения с США, работать в финансовой индустрии с практической точки зрения невозможно.
В такой, казалось бы, малоприятной зависимости есть выгоды и для Казахстана:
— Помимо этого, согласно FATCA, по государственным соглашениям, которые со Штатами заключаются, предусмотрена система взаимности, — разъясняет Александр. — В Казахстане будут обнаруживать американских налогоплательщиков и представлять о них информацию в налоговую службу, и в США банки будут выявлять казахстанских подданных и сообщать об их финансовых историях. Но так система работает только в случае заключения межгосударственного соглашения.
—А что касается банковской тайны, которую закон FATCA по сути нарушает?
— Планируется заключение межгосударственного соглашения, правда, пока оно не согласовано и не заключено, но над ним ведется работа. Это событие сейчас в такой догоняющей стадии, но тем не менее, его заключение будет основанием для этого исключения в отношении законодательства о банковской тайне. Также это будет использоваться как база для изменения в законодательстве. Вносятся изменения и в закон об идентификации клиентов и противодействии отмыванию доходов, которые позволят выполнять определенные требования FATCA. Просто это вводится не единовременно, а постепенно.
— А что касается системы штрафов за не соблюдение тех или иных требований, существует ли она, и какие эти штрафы?
— Есть штраф, о котором все говорят, в 30%. Он применяется в случае, если банк сотрудничает с организациями, которые не участвуют в FATCA, и если он имеет на обслуживании клиентов, которые отказались предоставлять информацию на идентификацию. Есть также определенные санкции, чтобы побудить организацию, которая вошла в систему, выполнять требования и к которой уже нельзя применять 30-процентные удержания. Если банк систематически не выполняет требования, его международную регистрацию могут аннулировать. Это чревато осложнениями с контрагентами, риск тут коммерческий. Однако следует понимать, что банки заключили обязывающее соглашение с американской налоговой службой, которое предусматривает определенную ответственность. Какая ответственность может возникнуть? Например, если банк должен был удержать 30% у источника и не удержал, т.е. пропустил платеж с доходным источником США без удержания. В таком случае банк могут попросить компенсировать неудержанный налог из собственных средств. Затем предусмотрены определенные точные нарушения, штрафы в долларовом выражении, там несколько десятков тысяч долларов. Сумма зависит от нарушений, но сейчас в детали не будем погружаться. И в определенных случаях, если банк умышленно создал какие-то процедуры, практики, которые способствуют его клиентам уклоняться от американского налогообложения, то должностные лица банка, которые в этом замешаны, могут быть привлечены и к уголовной ответственности. Но это, конечно, экзотическая ситуация и для Казахстана, и для России. Такие случаи были в Швейцарии — там, где банкиры помогают своим клиентам-американцам не платить налог США. Для казахстанских же банков главная проблема состоит в том, что они в срочном порядке побежали регистрироваться в налоговом комитете США, а вот вопрос ответственности — он наименее исследован.
За исполнение требований FATCA ответственны сотрудники, назначенные организациями, участвующими в финансовых процессах. При чем они несут ответственность за исполнение своих обязанностей по FATCA не перед казахстанским законодательством а, напрямую перед службой внутренних доходов США.
Согласно параграфу 7207 раздела 26 Кодекса США, IRS вправе привлекать к уголовной ответственности за проведение ложной сертификации, даже если она проведена без принятия лицом ответственности за предоставление заведомо ложной информации. Данная ответственность применяется к любым лицам, которые преднамеренно сообщают IRS заведомо ложную информацию или предоставляют документы, содержащие заведомо ложную информацию в отношении какого-либо существенного вопроса.
Лицо, признанное виновным в соответствии с параграфом 7207, подвергается тюремному заключению на срок не более одного года или штрафу в размере не более 10000 долл. США (50000 долл. США применительно к корпорациям), или той и другой форме ответственности с учетом стоимости судебных издержек. Уголовное расследование почти всегда влечет за собой дополнительные гражданско-правовые санкции.
Таким образом, должностные лица казахстанских банков волей-неволей, но могут попасть под юрисдикцию законов США — если будут работать нечисто. Получается такое вот негласное сотрудничество с такой далекой, но такой близкой страной.