Недавно в Павлодаре завершено следствие по делу экс-акима области Ерлана Арына. Однако в суде Арын категорически не соглашается с обвинениями против себя и настаивает исключительно на своей невиновности. Каким будет приговор суда, пока еще неизвестно, но Ерлану Арыну инкриминируются достаточно тяжкие обвинения. Некоторые эксперты уверены, экс-аким и экс-ректор Арын получит тюремный срок как минимум в 10-15 лет.
Читая разные публикации о преступных деяниях Ерлана Арына, можно прийти к интересному выводу: русскоязычные СМИ в большинстве своем обвиняют экс-акима во всех тяжких, а казахоязычные СМИ, наоборот, пытаются его оправдать. Почти вся информация о деле Ерлана Арына подается на основании данных межрайонного специализированного суда Павлодарской области. Нет ни одного самостоятельного журналистского расследования.
По материалам следствия, помощник Ерлана Арына Тулеген Бастенов был задержан в декабре 2013 года в Павлодаре в гостинице «Казахстан» в момент получения крупной взятки от представителя строительной компании «СДЕ». Данная компания, якобы, предложила в виде взятки 10 миллионов тенге за победу в тендере, цена вопроса — 1,2 миллиарда тенге. После задержания помощника экс-аким сразу объявил о своей отставке. Но через некоторое время адвокаты Тулегена Бастенова заявили, что взятка предназначалась Ерлану Арыну, мол, Бастенов получал деньги по поручению экс-акима. Через несколько месяцев после отставки правоохранительные органы нагрянули с арестом к Ерлану Арыну и предъявили сразу три обвинения: получение двух взяток в размере 52 миллиона и 85 миллионов тенге и хищение 23 миллионов тенге, выделенных из бюджета на благоустройство города.
Стоит отметить, еще до ареста Ерлана Арына на сайте www.ablyazov.org вышел материал под заголовком «Какое счастье, что Арын уже не у власти». В материале был «оглашен весь список» экономических преступлений экс-акима еще со времен его ректорства в Павлодарском государственном университете. Автор писал, что «отставку господина Арына праздновали чуть ли не как день освобождения. Прямо в зале заседания ныне действующий аким Павлодара Оразгельды Каиргельдинов в стиле брежневских крепких мужских объятий кинулся целоваться с бывшим градоначальником, ныне главой управления финансов области Бакиром Демеуовым. Госслужащие рангом помельче поздравляли друг друга в лифтах и коридорах областного акимата. Все более-менее приличные кафе и рестораны были забиты чиновниками из городов и сел области, весело отмечавшими избавление.
Также автор не забыл написать о том, что Ерлан Арын, придя в ВУЗ в качестве ректора, первым делом взялся за ремонт ректорского туалета. Вспомнили, как на вопрос прессы Арын заявил, что «он как руководитель, занимающий столь высокий пост, вполне имеет право на золоченый унитаз, а проблемы с зарплатами и стипендиями будут решаться по мере поступления денег из республиканского бюджета». «А уже став акимом, Арын повысил собственную зарплату на 43,3% на фоне все беднеющего населения области», — писали в той статье.
Сейчас мы не задаемся целью определить степень виновности и тяжесть вины Арына — для этого есть суд. Вернемся к освещению его дела в русскоязычных и казахоязычных СМИ. Казахские СМИ радует, что Ерлан Арын установил памятник писателю Калижану Бекхожину, с размахом отметил его 100-летний юбилей, открыл бюсты Потанина и Уалиханова, открыл памятные доски жертвам голода и первой учительнице. Именно такие дела высоко ценят казахоязычные СМИ в регионе, где высок процент русскоязычного населения. В то же время русскоязычные СМИ называют подобные дела пустой тратой бюджетных средств и обвиняют экс-акима в хищениях.
Еще до ареста Ерлана группа казахской интеллигенции выступила с обращением к президенту страны, где заявили, что «после прихода Каната Бозумбаева в Павлодарскую область на должность акима резко активизировались такие местные СМИ, как «Городская неделя», «Обозрение», «Версия» с критикой экс-акима области». Авторы обращения возмутились тем, что новый аким Канат Бозумбаев сократил финансирование, выделенное на изготовление бюста казахского писателя Жусипбека Аймауытова. Также их огорчает наличие в городе большого количества русских названий, оставшихся еще с царских времен и то, что в городе еще нет монумента Независимости. Обида высказана еще в связи с тем, что акимат прислушался к просьбе русскоязычных СМИ о реконструкции гостиницы «Россия», построенной в 1910 году, а название города Павлодар на Кереку, как хотел Арын, и улицы, носящей имя «оккупанта» Ермака, не поменяли. Более того предложение Ерлана Арына, сменить название города Павлодар на Кереку, было принято в штыки. Возведенные мавзолеи Машхура-Жусипа и Ишан-Ата местный народ связывает с именамиГалымжана Жакиянова и Ерлана Арына. Если в Алматы установили памятники далекому английскому «Битлзу», то в Павлодаре перед государственным университетом установили памятник родному и близкому «Дос-Муқасану».
Знакомясь с вышеназванными в русскоязычных СМИ фактами, остается только удивляться, насколько чрезмерно превышал свои полномочия Ерлан Арын, расхищая государственное добро миллионами долларов. Почему же, несмотря на это казахоязычные СМИ перечисляют его благие дела для казахов и заявляют о некой подставе?
Поговаривают, что Ерлана Арына, изначально простого научного сотрудника толкал вверх Аслан Мусин. А когда тучи сгустились над самим Мусиным, началась чистка его «команды». «Может быть, это и есть причина всей заварушки вокруг Арына», — задается вопросом неназванный автор в материале, размещенном на сайте abai.kz. Материал строится вокруг лейтмотива, который сводится к тому, что «обвинения в коррупции превратилось в действенный инструмент для устранения высокопоставленных чинов в политической системе Казахстана». Приводится пример Галымжана Жакиянова, которого в свое время также обвинили в получении взятки в размере 500 тысяч тенге. В списке «жертв» также фамилии Джаксыбека Кулекеева, Аблая Мырзахметова, Жаксылыка Доскалиева. Однако их судьбы сложилсиь по-разному. Аблай Мырзахметов после отбывания наказания вновь вернулся к руководящей должности. Джаксыбек Кулекеев и Жаксылык Доскалиев доказали свою невиновность. Ясно одно, в результате усиливающихся битв среди групп влияния «летят головы» акимов. Сегодняшнее общество дошло до такого состояния, что никто не поверит в то, что руки акима или любого чиновника могут быть чистыми. Даже сам президент признал, что любого можно взять за руку и привести в суд.