Почему мы не пропагандируем казахские исторические фильмы? Почему мы так счастливы, что латиноамериканские и африканские певцы превратили пение на казахском в бизнес? На эти темы рассуждают журналисты изданий «Zaman Қазақстан» и «Жас казах».
«Недавно в кинотеатре «Арман» Алматы состоялась презентация фильма «Құрманжан датқа», подготовленного кыргызскими киноведами», — пишет А. Ракай на страницах сайта газеты «Zaman-Қазақстан». — «Творение, считающееся первым историческим фильмом в кыргызском кино, запомнилось не только презентацией, но и присутствием авторов и исполнителей главных ролей, которых особенно тепло встретила казахстанская публика. Главным режиссером фильма, который за два небольшим часа вместил в себя вековую историю страны кыргызов, является Садык Шер-Нияз. Он не без гордости сообщил:
— Нами двигало стремление снять исторический фильм, и доказать миру, что существует и кыргызское кино!, — сказал господин Садык, раскрывая свою цель.
Картины иностранных кинофирм завоевали телеканалы Казахстана на всех уровнях. Такая же ситуация в Кыргызстане. Однако, как оказалось, в Кыргызстане демонстрируются и отечественные фильмы! «В год в наших кинотеатрах идет около 50-60 кыргызских творений», — не без гордости говорит режиссер. А как у нас? К сожалению, отечественные исторические фильмы у нас демонстрируют только накануне Дня Независимости или Победы. Почему так? Сами казахи пренебрегают отечественными лентами или иностранные картины более качественные? Что не говори, в пропаганде национального кино братья кыргызы, как оказалось, идут на шаг впереди.
Я спросил господина Садыка: «Какой из последних казахских исторических фильмов Вы высоко цените?», он ответил: «Картину «Жаужүрек мың бала» трудно назвать историческим творением. Однако я очень люблю, и с удовольствием смотрю фильм «Қыз Жібек». Высоко духовная, рассудительная личность казахской девушки присутствует и в образе нашей Құрманжан датқа».
Мне удалось посмотреть этот фильм. Эпическое произведение на чистом кыргызском языке захватывает с первых кадров. Музыка и содержание фильма гармонично сочетаются. Даже небольшой эпизод о детстве Құрманжан датқа дает достаточно глубокие сведения. По ходу картины видно, как главная героиня ради своего народа идет на все, отказывается от личной жизни, даже, жертвует родным сыном, чем заслуживает любовь зрителей.
Оказывается, кыргызские братья готовы вынести картину на международный уровень. «Думаю, картина отвечает всем техническим требованиям, чтобы быть номинированной на премию «Оскар», — говорит между делом режиссер Садық Шернияз.
У казахов историческое кино берет свое начало с легендарного «Амангелді». Но этот фильм крайне редко показывают по ТВ. Вместо этого на экранах нашего телевидения целыми днями идут индийские мыльные оперы и корейские сериалы. Снять историческое кино, который будет охватывать двухсотлетнюю историю казахского государства намереваются и у нас, но каким получится такой фильм-эпопея зависит полностью от отечественных деятелей искусства. У казахов есть историческое кино. Почему мы не транслируем его, предавая забвению?»
«Заезжие гастролеры вконец уже обнаглели. На казахских тоях эти псевдо-певцы из Африки и Кубы, исполняя казахские народные песни, отбивают часть гонора у казахских исполнителей», — пишет Нурлан Жумахан. «Дошло до того, культиваторами таких заезжих «звезд» стали телеканалы «Хабар» и «Казахстан». Вот, Кыдырали и Каракат на передаче «Бенефис шоу» восхваляли чернокожих певунов, исполнивших песню Саята Медеуова. Другой телеканал весь прайм-тайм пожертвовал ради того, чтобы показать кубинских парней вместе с их ди-джеем Умберто. Куда мы катимся? Как бы эти тои не погубили нас.
«Обычно наши певцы любят судятся с коллегами, когда кто-то, где-то «споет» чужую песню. Почему же они молчать теперь, когда темнокожие приезжие не только поют их песни, если это можно назвать пением, но и отбивает у них гонорар?», — вопрошает автор. «И дураку понятно, что афро-кубинцев казахское искусство интересует в последнюю очередь, ими движет лишь желание заработать на казахских свадьбах. Так давайте не будем превращать в посмешище свое национальное искусство», — призывает Нурлан Жумахан.