Города, как люди. Большинство, тихо родившись, живут себе долго, счастливо и … безвестно. Но кому-то везет с рождением больше и они изначально, по определению, получают и повышенное внимание, и (часто непонятную) славу. А есть такие, которые долго и мирно прозябают, а потом в одночасье, вспыхивают несказанным светом и всполохи эти становятся видными по всей Земле. Города – как люди. Немногие из людей становятся гениями. Немногие города рождают гениев. Но если такое случается — это заявка на бессмертие. Ярчайший пример – Зальцбург. Родина Моцарта.
Уютный среднеевропейский городишко, облепивший своими домами узкую лощину реки и окружающие горки, с крепостью наверху и позеленевшими шпилями соборов внизу… Если не знать, что это не простой городок у альпийского подножия, а родина самого Моцарта, то можно пройти мимо. Хотя живописность завораживающая, мало ли подобных городишек разбросанно тут — в самом сердце Европы? Нет в Зальцбурге ни модных курортов, ни горнолыжных трасс, ни каких-то особых архитектурных раритетов. Но есть Моцарт! И этим все сказано. И объяснено то нескончаемое движение людских масс, которые, словно в поисках чего-то утерянного, рыщут по узким улочкам Зальцбурга.
Однако сам Моцарт Зальцбурга не любил и уехал отсюда при первой возможности. Наверное, его угнетала атмосфера несвободы, с которой ассоциировался родной город. В детстве – жесткий, а временами даже жестокий диктат отца, воспитателя гения. А позже – глухая диктатура князей-архиепископов, заказчиков и цензоров его творчества.
Тем не менее, сегодняшний Зальцбург – город паломников и туристов, процветает в основном за счет Моцарта. (Ирония еще и в том, что гений, которому вечно не хватало денег при жизни, сегодня одним своим именем способен насытить и обогатить массу постороннего люда). Ведь гости приезжают сюда со всех концов света не для поклонения церковным святыням и любования пейзажем, а единственно ради почитания музыкального кумира всех времен и народов. В Зальцбург едут к Моцарту.
Для обыкновенных же туристов здесь слишком тесно и скучно – это не Вена и не Мюнхен, с их многообразными развлечениями. Зальцбург до того мал, что его вполне можно осмотреть за день. Потом те, кто приехал сюда на большее время, в основном шатаются взад-вперед по колоритной, но недлинной улице Getreidegasse, сплошь увешанной вычурными вывесками и стилизованными под средневековье указателями с названиями магазинчиков и кафе.
[gallery ids=»40171,40169,40165,40166,40167,40168,40170,40172,40173,40174″]
Центр притяжения паломников – желтый пятиэтажный дом с надписью Mozarts Geburtshaus и государственным флагом на фасаде. Здесь, на третьем этаже, в семье Леопольда Моцарта — придворного музыканта князей-архиепископов, и родился 27 января 1756 года младенец, которому вскоре предстояло затмить своим гением не только отца, но и всех прочих служителей Музыки на Земле.
Именно в этом желтом доме на Gerterdegasse младенец, которого родные звали просто – Иоганн-Хризостом-Вольфганг-Амадей, вместе с первыми шагами учился извлекать и первые звуки из клавесина и скрипки. Нужно сказать, что опыты и успехи в музыке были столь поразительны, что очень скоро юный Моцарт уже играл для публики и сочинял музыку. А если точнее – в три года он уже играл на клавесине, в четыре года не только играл, но и импровизировал, а в семь лет был уже автором сонат, вышедших отдельным тиражом в Париже.
В общем, успехи были таковы, что церковь увидела во всем этом «перст божий» и во время турне «божественного гения» по Европе ему дозволялось выступать даже тогда, когда все прочие должны были молчать – во время Великого поста. Нужно сказать, что и Моцарт-папа, который слыл не только хорошим учителем музыки (даже если б не случись его гениального сына, была бы талантливая дочь Анна или учебник скрипичной игры, по которому учились во многих странах), но и цепким продюсером, сделал все, чтобы в самый короткий срок познакомить европейскую общественность с достижениями Вольфганга Амадея.
В эти годы семья не бывала в родном Зальцбурге годами, но, вернувшись, снова заселялась в этот старый дом на свой третий этаж. И только в 1773 году Моцарты перебрались в новую квартиру, на другую сторону Зальцаха. Причиной, не в последнюю очередь, была невыносимая вонь, которая перманентно висела над залитой помоями и нечистотами улицей. Что, впрочем, было типичным средневековым наследием старого города. В старой Европе, которая ныне является санэпидстанцией планеты, в те времена нормальной канализацией служили городские улицы.
Сегодня в Mozarts Geburtshaus – «доме, где родился Моцарт» – музей, куда стремится попасть пропасть всякого приезжего люда. Хотя, по большому счету, смотреть там особенно нечего. От времен, когда в доме проживала семья Моцартов, конечно, ничего, кроме стен, не осталось. Сохранились, правда, некоторые инструменты, которых, как утверждают, касались пальцы гениального ребенка. Клавесин, крохотная детская скрипка, скрипка побольше.
Обычно на Зальцбург смотрят с высот резиденции князей-архиепископов крепости Хоэнзальцбург или от расположенного на противоположном склоне монастыря св. Стефана, что на горе Капуцинберг.
Чарующую лощину в предгорьях Альп, в которой так славно притулился городок Моцарта, впервые нашли еще античные римляне. Свое поселение на этом месте они назвали скромно – Ювавиум. Сиречь «Обитель Бога Неба». Как и прочие римские укрепления по северную сторону Альп, это также призвано было охранять горные проходы, ведущие из варварских стран на Апеннины, а заодно собирать дань с торговцев, возивших через нее шкуры, соль и золото.
После крушения Римской империи про поселение долго ничего не слышали, пока в конце VII века тут не появился легендарный «баварский апостол» Св. Руперт, который, утомившись своей миссионерской деятельностью в верховьях Дуная, решил основать в долине реки Зальцах епископство. И основал. Было это в 739 году. С тех пор и практически до нашего времени в Зальцбурге заправляли князья-архиепископы.
Хоэнзальцбург – классика среднеевропейской фортификации. Потому что с любой стороны толстые стены крепости, которые строились в течение пяти веков (начиная с XI столетия), нависают над пропастью. И, как это обычно бывает, со стен лучших замков открываются лучшие виды на окрестности. И на город, с жестяными крышами домов и зелеными шпилями соборов, разделенный надвое рекой цвета выцветшего брезента (весной Зальцах именно таков). И на пригороды с игрушечными селениями, фермами и деревеньками среди игрушечных полей. И на горы – отсюда видны Альпы, правда, только в хорошую погоду.
С высот Хоэнзальцбурга видно все. Однако, созерцая с высот замка очаровательные окрестности, вдруг начинаешь ловить себя на том, что чего-то важного не хватает. Чего бы это? И вдруг понимаешь, что не хватает главного, ради чего, собственно, ты здесь и оказался. Моцарта. Моцарт там, внизу.
Но, стоит только спуститься вниз, как Моцарта становится … слишком много. Знак и брэнд «Моцарт» в сегодняшнем Зальцбурге повсеместен и навязчив. Конфеты и ликеры, майки и сумочки, календари и альбомы, сувениры и сувенирчики, кафе и ресторанчики, отели и фирмы. И все это под его именем, с его портретами, с фрагментами его партитур.
Зальцбург – город, где Моцарт родился. Упокоился он в Вене. Известно, что величайшего композитора всех времен и народов похоронили в общей могиле. Которую вскоре потеряли.
Правда, в Зальцбурге хранился какой-то возбуждающий обывателей череп, взятый в качестве сувенира одним из могильщиков, чуть позже вскрывшем могилу. Но для Зальцбурга это уже не имело большого значения. Ведь Зальцбургу достаточно того, что во всех трудах и памятках он указан, как родина Моцарта!