Состоявшийся на днях в Алматы брифинг обновленного руководства АО «Кселл», на который были приглашены, в основном, главные редакторы СМИ, так и не развеял завесу таинственности вокруг энергичной «зачистки» своего бизнеса в Евразии скандинавской компанией «TeliaSonera», контролирующей казахстанского сотового оператора.
Зачем вообще нужно было собирать журналистов, если спикеры — председатель совета директоров и независимый директор АО «Кселл» Ян Эрик Рудберг, исполнительный вице-президент и руководитель «TeliaSonera Евразия» Эрик Холлберг и исполняющий обязанности главного исполнительного директора АО «Кселл» Рикард Слунга – не собирались ничего рассказывать о ведущемся в казахстанской компании внутреннем расследовании, так и осталось непонятным. К тому же об уходе с 30 сентября прежнего руководителя АО «Кселл» — Али Агана, проработавшего на посту главного исполнительного директора немногим более года, было объявлено заранее. Объяснение же скандинавских топ-менеджеров по поводу того, что г-н Аган после 7 лет работы за рубежом вдруг решил воссоединиться с семьей, жившей якобы все это время в Стамбуле, вызвало вполне заслуженные иронические отклики в СМИ, ибо этот зов совпал по времени с началом внутреннего расследования в его компании. Не было дано и каких-либо внятных комментариев по поводу решения финансового директора сотового оператора Бауржана Аязбаева немедленно покинуть свой пост, о чем компания сообщила в пресс-релизе как раз в день проведения брифинга, 1 октября.
Ну, а поскольку ни одного ответа на вопросы СМИ о том, чем было вызвано расследование, выявлены ли в его ходе криминальные деяния и другие нарушения, не последовало, то остается лишь согласиться с вердиктом, вынесенным коллегами по этому поводу: «похоже, в Кселл все очень серьезно». Конечно, выносить сор из своей избы никому не хочется, поэтому можно понять нежелание руководства АО «Кселл» и «TeliaSonera» сообщать общественности о выявленных нарушениях – ведь не ровен час, такими деяниями могут заинтересоваться и казахстанские силовики! Ведь к моменту проведения брифинга уже было известно о крупной сумме единовременного списания АО «Кселл» по итогам третьего квартала текущего года – речь идет о $20 млн.! Сделал это сотовый оператор, как указывается в пресс-релизе от 26 сентября на его сайте, «основываясь на результатах оценки стоимости объектов незавершенного строительства и материалов проверки, проведенной независимыми консультантами».
Но в другом пресс-релизе – от 29 сентября (то есть за два дня до брифинга), который был направлен и на Казахстанскую фондовую биржу (KASE), где обращаются ценные бумаги сотовой компании, говорится уже о проведении внутренних расследований в отношении некоторых договоров с внешними поставщиками. Дело в том, что в компании выяснили – ряд договоров с такими поставщиками был заключен с нарушением ее внутренних процедур и политики. Предметом же внутренних расследований стали не только договоры, но и порядок их заключения, на основании чего можно предположить, что бывшие топ-менджеры АО «Кселл» занимались получением «откатов» от поставщиков и завышением стоимости договоров, не говоря уже о более изощренных методах расхищения средств компании.
Каков истинный масштаб возможных хищений, остается только гадать, однако совет директоров компании, как указывается в пресс-релизе, «счел нужным расширить границы внешнего расследования и привлечь дополнительные ресурсы», а также «попросил своих внешних консультантов по английскому и казахстанскому праву провести обзор имевшейся к тому моменту информации». В настоящий момент совдир «принимает необходимые меры, чтобы в компании действовали соответствующие стандарты корпоративного управления, риск-менеджмента и контроля за соответствием установленным процедурам, а внутренние политики были правильно задокументированы и доведены до сведения сотрудников и поставщиков». По поводу возможного влияния выявляемых нарушений на положение АО «Кселл» говорится следующее: «К настоящему времени нет предпосылок к тому, что какая-нибудь из причин, являющаяся предметом расследования, будет иметь значительный эффект на отчет о финансовом положении компании или результаты ее деятельности».
Между тем на сайте самой «TeliaSonera» опубликована информация о единовременном списании значительных сумм по итогам третьего квартала в целом по бизнесу в регионе Евразии, включающем Молдову, Грузию, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Непал. Здесь речь идет о 600 млн. шведских крон ($83 млн.). А в целом с учетом расходов «TeliaSonera» в 247 млн. шведских крон на переезд в новый офис в Швеции сумма списания достигнет в третьем квартале почти 850 млн. крон. В пресс-релизе «TeliaSonera» сообщается также, что во втором квартале текущего года разовое списание по региону Евразии составило 412 млн. шведских крон.
По мнению аналитиков, такая энергичная «зачистка» евразийского бизнеса «TeliaSonera» вызвана сменой топ-менеджмента компании и намерением ее обновленного руководства компании устранить недостатки в деятельности в этом регионе, из-за которых ей были предъявлены серьезные обвинения в коррупции. Ведь в конце осени прошлого года «TeliaSonera» пришлось уволить сразу четырех топ-менеджеров, включая главного финансового директора Пер-Арне Бломквиста. А в феврале того же года в отставку ушел глава компании Ларс Ньюберг после того, как стали известны детали приобретения «TeliaSonera» лицензии в Узбекистане в 2007 году. Занимались этим шумным делом и шведская прокуратура вместе с голландскими коллегами, и Министерство юстиции США вместе с тамошней Комиссией по ценным бумагам и биржам.
Прежнее руководство «TeliaSonera» обвиняли в том, что немалые деньги, выплаченные за эту лицензию, — $320 млн. — в итоге попали на счета представителей семьи узбекского президента через Гаяне Авакян, подругу Гульнары Каримовой, его старшей дочери. Сделка совершалась через покупку местного оператора «Coscom», деньги же получила гибралтарская компания «Takilant Ltd.». Новый же глава компании – Йохан Деннелинд — пообещал изучить детали покупки лицензий на сотовую связь в других странах Евразии, включая и Казахстан. Так что кадровые перетряски и расследования в системе «дочек» «TeliaSonera» были неизбежны.
Напомним, что в феврале этого года АО «Кселл» сообщило об уходе главного коммерческого директора Каспарса Кукелиса, работавшего в сотовом операторе с августа 2008 года. В мае стало известно о досрочном прекращении полномочий членов Совета директоров АО «Кселл» Матса Горана Саломонссона и Вейсела Арала, бывшего главного исполнительного директора компании. В августе компания сообщила, что постановлением Специализированного межрайонного административного суда города Алматы от 3 июля по услуге «Всегда на связи» к ней применено административное взыскание в виде штрафа в размере 41,8 млн. тенге за совершение административного правонарушения. В законную силу это постановление вступило 7 августа.
А с весны текущего года в СМИ стали появляться весьма симптоматичные материалы о масштабных финансовых нарушениях в АО «Кселл». Эти публикации пока не были опровергнуты компанией и не стали предметом расследования правоохранительных органов. Между тем в них утверждается, что еще в бытность руководства АО «Кселл» Вейселом Аралом, переведенным в прошлом году в топ-менеджмент «TeliaSonera» по Евразии, была создана криминальная группировка межгосударственного масштаба, оперировавшая в том числе и миллионами государственных средств, поскольку на тот момент долей в 49% в сотовом операторе владела нацкомпания «Казахтелеком».
Одна из таких публикаций называется «АО Kcell – самое темное пятно TeliaSonera» (http://www.zonakz.net/blogs/user/marija_krasina/30138.html). В ней говорится также, что г-н Аган работал с Гульнарой Каримовой, а г-на Арала называют «телекоммуникационным Доном Корлеоне современности»! Членство же в этой группировке приписывается г-ну Аязбаеву, Эриму Тайланлару (непальское подразделение «TeliaSonera» – «Ncell», а также владельцам подрядчика по строительству базовых станций ТОО «Micro Engineering» Леветк Дериджи, другу г-на Вейсела, и Мухаммеду Акбулуту, однокурснику г-на Арала. Фигурируют еще две компании — ТОО «GSMTech Management» и «Mobile Streaming», приписываемые Александру Яковенко, якобы являющемуся близким родственником г-на Кукелиса. Метод хищения средств у сотового оператора был прост – завышение сметы на строительство объектов. Из наиболее экзотических методов обогащения, приписываемых топ-менеджерам АО «Кселл», укажем на сбыт ими … распечаток звонков абонентов!
А буквально в канун последней экстренной смены руководства АО «Кселл» появилась еще одна публикация такого рода, озаглавленная «Kcell. Что нам скажет TeliaSonera?!» (http://www.matritca.kz/business/13827-kcell-chto-nam-skazhet-teliasonera.html). В ней утверждается, что г-н Аган, «Али Аган, экс-глава АО Kcell, гражданин Турции, априори подозреваемый в серии злостных преступлений, в сговоре с группой лиц выходит абсолютно сухим из воды. Но в компании остались его последователи – на своих местах и меркантильных интересах». Речь в первую очередь шла о г-не Аязбаеве, покинувшем свой пост. Есть и более загадочное утверждение: «…Кроме серии ударов по имиджу иностранцев, работающих в нашей стране г-н Аган, его наставник Вейсел Арал, их помощники больно стукнули в спину всему РК: правоохранительной, надзорной, судебной и другим системам». Говорится еще о многомиллионных беспроцентных ссудах, выданных нескольким сотрудникам АО «Кселл», и о нарушениях трудового законодательства, выявленных в результате проверки, и о значительных суммах, выплаченных казахстанской стороной за неполученное оборудование.
Можно обнаружить в СМИ и другие публикации, на которые до сих пор не получено внятного ответа от «TeliaSonera». Речь идет о выплате более $200 млн. двум казахстанским предпринимателям – Айгуль Нуриевой и Раушан Сагдиевой, считающимся приближенными к премьер-министру Кариму Масимову. Первая получила через «Мидас Телеком» $170 млн. от продажи WiMAX-активов холдинга «Alem Communications», тогда как вторая заработала $35 млн. на сделке по реализации 20% акций магистрального оператора «Казтранском», где продавцом выступила компания «Алатау».
Кто и с какой целью делает эти информационные выбросы и какие еще компроматы появятся в будущем, остается только гадать. Со своей стороны заметим, что властям Казахстана пора уже вмешаться в напряженную ситуацию, сложившуюся на местном рынке сотовой связи. Дело в том, что ее ведущие операторы находятся здесь в конечном итоге под контролем трех скандинавских компаний – «TeliaSonera», «Tele2» и «Telenor» (последней принадлежит значительная доля в «VimpelCom Ltd.» с брендом «Beeline»). На своем домашнем рынке эти компании ведут острую конкурентную борьбу, — к примеру, минувшим летом стало известно, что «TeliaSonera» приобрела норвежскую «дочку» «Mobile Norway» у «Tele2». Судя по всему, становится им тесно и в Евразии, включая Казахстан, что сулит самые неожиданные повороты в их маркетинговых баталиях — достаточно вспомнить по этому поводу недавнюю стычку биллбордов «Кселл» и «Tele2» в Алматы.