По статистике Лиги женщин Казахстана, в стране ежегодно заключается 3000 ранних браков, и это только официальных. 50-60% девочек, младше 15 лет, подвергаются насилию. Под прицел охотников за молодыми невестами девочки попадают с 13 лет. Как правило, похитители совершают обряды бракосочетания «неке» и таким образом узаконивают свои отношения с девушками. Между тем, даже священники предупреждают: это преступление! За совершение таких обрядов в мечетях имамов снимают с должностей. По словам главного служителя мечети «Аманкул Ата» Тулепбергена Жакиева, ранние браки должны заключаться по согласию как молодых, так и их родителей, в противном случае, это перечит законам Корана. Помимо этого он убежден: в современном мире в таких браках нет необходимости.
— Наши женщины физиологически не готовы к ранним бракам! Об этом говорит множество факторов, в том числе социальные и климатические. Да, в истории было время, когда казахи выдавали дочерей в раннем возрасте. Они, можно сказать, выжили благодаря таким бракам, сохранились как нация. Тогда были нашествия джунгаров, китайцев, монголов, калмыков. Дети умирали от голода, кого-то уводили в рабство, мужчины умирали в войнах. Это была потребность жизни того времени, но сейчас-то такой потребности нет, понимаете? Если говорить о проблемах, надо признавать то, что есть на самом деле. И те, кто прикрывается традициями, и тем, что казахи когда-то там выдавали замуж своих несовершеннолетних дочерей, просто не знают истории, но хотят казаться традиционными. Вопрос ранних браков исчерпан в наше время для Казахстана.
С таким мнением согласен и служитель русской православной церкви, секретарь богословной комиссии Метрополичьего округа в РК, Серафим Кенисарин. Он убежден:
— Девочки в раннем возрасте еще не сформированы не только физиологически, но и психологически. В них нет образа женщины, матери, жены. Им еще нужно пройти эти стадии. Выходя замуж в раннем возрасте, они получают стресс. Вы никогда не задумывались, почему растление малолетних – грех? Потому что личность еще не сформировалась, она не готова к переживаниям, которые будут идти вопреки планомерному развитию. Отсюда и многочисленные отклонения возникают, развиваются патологии и психические, и психосексуальные. Только больное общество может считать, что это нормально. И если культурное поле когда-то допускало такие вещи, то в современном мире этому просто нет места.
Тем временем в некоторых диаспорах ранние браки считаются нормой. Представительница турецкого этно-культурного центра «Ахыска» Зульфия Хусейнова считает, что в ранних браках нет ничего плохого. По ее мнению, ранний брак нужно рассматривать с психологической точки зрения и тогда здесь есть масса плюсов:
Случаев, когда невесту похищают насильно или заставляют выйти замуж по договоренности между родителями, Зульфия Хусейнова не знает. Говорит, если такое и происходит, то только где-то на периферии.
Между тем специалисты считают ранние браки преступлением, с любой стороны:
— Принудительное вступление в брак, и тем более в ранний брак, рассматривается как современная форма рабства, — предупреждает Асия Хайрулина, председатель общественного объединения «Лига женщин Казахстана». — Такие браки нарушают не только международные нормы, но и национальное законодательство. Как правило, пострадавшие женщины оценивают вынужденную супружескую жизнь как серию изнасилований. Общественная опасность заключается в том, что в этих браках ограничивается право на образование, получение специальности и достойное трудоустройство. Женщина, по сути, до конца дней становится зависимой от своего мужа и его семьи. Ранние браки в Казахстане остаются скрытым явлением, поддерживаемым социально-культурными стереотипами, бытующими среди сельского населения и в некоторых общинах, где до сих пор во главе угла стоит подчинение женщины мужчине и беспрекословное подчинение родителям. Как показал опрос общественников, среди женщин, вступивших в ранние браки, их замужество не всегда было основано на добровольном согласии с волей родителей. Девушек просто вынуждали пойти на этот шаг.