Цены на нефть падают уже четвертый месяц подряд. Котировки нефти марки Brent достигли 47-месячного минимума, снизившись до 83 долларов за баррель. Однако этот тренд на стоимости ГСМ в разных странах сказывается не однозначно. Так, если вслед за ценами на нефть упала стоимость топлива на автозаправках Польши, Германии, Великобритании и США, то в России, Украине и Казахстане она продолжает расти.
В Польше зафиксированы самые низкие за последние 3 года цены на бензин и дизтопливо. В среднем, литр бензина с октановым числом 95 стал стоить 5,29 злотых (1,6 доллара), а дизельное топливо – 5,18 злотых (1,5 доллара). В Германии средняя цена бензина «Супер Е5» (аналог нашего Аи-95) составляет сегодня 1,49 евро за литр, дизтоплива – 1,33 евро, снизившись за неделю примерно на 3% и 2% соответственно. Стоимость горючего в литовских сетях АЗС подешевела на 3-7%.
Цены на бензин в Соединенных Штатах, и так самые низкие за последние четыре года, упали ниже 3 долларов за галлон (3,78 литра). Сайт GasBuddy.com сократил свой прогноз средней цены на осень с 3,1-3,25 до 2,95-3,1 долларов.
Продолжают падать цены на бензин и дизельное топливо в Великобритании: крупнейшие торговые сети Sainsbury, Asda и Tesco снизили цену литра бензина на 1-2 пенса. Согласно заявлением представителей Asda, бензин на их заправках с 14 октября стоит не дороже 123,7, а дизель не превышает 126,7 пенсов за литр.
На заправках Tesco цены на бензин снизились на 1 пенс, на дизтопливо – на 1-2 пенса. По информации Automobile Association (AA), средняя цена за литр бензина в Великобритании сейчас составляет 127,4 пенса. Как пишет лондонское издание Daily Telegraph, в ближайшие месяцы в результате снижения оптовых цен на сырую нефть цена литра бензина сократится в среднем на 6 центов. В результате, экономия на каждый полный бак среднестатистического автомобиля составит 4 фунта.
Аналитики полагают, что снижение цен на топливо продолжится и дальше, хотя и не адекватно нефтяным котировкам. И это понятно. Цена на бензин и дизельное топливо лишь наполовину зависит от стоимости сырой нефти, остальную ее часть формируют налоги и спрос на него.
На Украине осенью цены стали расти более быстрыми темпами, чем летом, и этот рост напрямую связан с падением курса гривны к другим валютам. Тем не менее, премьер Украины Арсений Яценюк пообещал снижение цен на бензин. Он заявил, что «провел переговоры с компаниями, которые продают нефтепродукты в Украине, относительно снижения цен на нефтепродукты», и компании в ближайшее время примут соответствующие меры по снижению цены.
Однако эксперты рынка нефтепродуктов Украины считают, что падение мировых цен на нефть не приведет к снижению цен нефтепродуктов как из-за растущей инфляции (20% к концу года), так и дефицита валюты на финансовом рынке страны. По словам директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, такая ситуация — результат недальновидной политики Национального банка Украины: «Есть четкое требование Нацбанка продавать валюту по курсу 12,95. Банкам, которые покупают эту валюту по более высокому курсу, невыгодно ее продавать. Договоры на покупку валюты по официальному курсу сопровождаются дополнительными договорами комиссии или кредитования с банками. В итоге, стоимость каждого купленного доллара растет на 1 гривну. Мы получим обратную ситуацию – рост цен и дефицит топлива».
В свою очередь, президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук отмечает, что «дефицит валюты только у членов ассоциации составляет сегодня около 150-200 млн долларов… если оплата по заключенным контрактам со стороны Украины не произойдет – топливо просто перенаправят на другие направления. А найти 400 тыс. тонн на спотовом рынке – это еще та задача». Поскольку компании-импортеры нефтепродуктов имеют долгосрочные контракты в долларах, то, по его прогнозам, на Украине топливо в следующем месяце может подорожать или вообще стать дефицитом.
В случае остановки ввоза нефтепродуктов из-за границы, отечественного топлива Украине хватит менее чем на пять суток. Дело в том, что реализуемое на АЗС Украины топливо в основном производится в Прибалтике, Румынии, Венгрии и России, а также на украинских НПЗ. Однако, производимые на Украине бензин и дизтопливо на 77% состоят из импортной нефти. Полностью украинского продукта на рынке всего около 9%. При этом, в связи с политической конфронтацией с Россией и бойкотом российских товаров, продажи бензина на заправках ТНК и «ЛУКОЙЛа» резко упали.
Вопреки падению мировых котировок, цена топлива на российских заправках продолжает дорожать. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», цены на бензин за минувшую неделю выросли на 9–11 копеек. Так, средняя цена литра бензина Аи-92 достигла 32,24 рубля, Аи-95 – 35,02 рубля, дизтоплива – 33,44 рубля. При этом ситуация сильно разнится по регионам. Быстрее всего топливо дорожает в Сибири.
Безусловно, в этом году ситуацию усугубили аварии на НПЗ (Рязанском, Ачинском, нижнекамском «Таиф-НК»), которые привели к возникновению дефицита и, соответственно, росту цен. Вместе с тем, эксперты полагают, что основной причиной ценового ралли на топливном рынке России является налоговая политика государства. Весной правительство России объявило «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, который предусматривает ступенчатое снижение экспортной пошлины и увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Доля этого налога в цене бензина в последние годы неуклонно увеличивается, и если пять лет назад она находилась на отметке 15%, то сейчас составляет около 20%.
Нефтяные компании пытаются компенсировать выпадающие доходы на внешнем рынке путем повышения цен на внутреннем рынке автомобильного топлива. При этом падение цен на нефть на мировых биржах не сдерживает, а напротив – стимулирует этот процесс.
Правительство препятствовать росту цен на АЗС не намерено: бензиновые акцизы и НДПИ помогают стабильному пополнению бюджета, который трещит по швам. По словам замминистра финансов России Сергея Шувалова, цена литра моторного топлива будет ежегодно расти на 1,8 рубля. «Когда мы увеличиваем НДПИ и сокращаем экспортную пошлину на нефть, внутренние цены на нефть неизбежно вырастают», – отметил замминистра на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам.
Проблема с топливом в стране создана как действиями, так и бездействием тех, кто отвечал или отвечает за отрасль, поэтому они ссылаются исключительно на такие «объективные» причины, как рост цен на нефть и высокие цены на ГСМ в России. Правда, сегодня, при падении мировых цен на нефть, о первом факторе не вспоминают, сосредоточившись исключительно на северном соседе. И стоимость топлива, дескать, в России высокая, и все транзитные фуры «стараются на последней капле бензина добраться до границы Казахстана, чтобы заправиться здесь дешевым бензином и выходить уже с полными баками».
Игнорирование снижения мировых нефтяных цен понятно. Как показывает практика, стоимость литра бензина и мировых котировок на нефть в Казахстане не имеет между собой экономической увязки. Чтобы не происходило с ценой на нефть, стоимость топлива в стране всегда только растет.
Что касается «дешевизны» бензина в Казахстане, то действительно он сегодня дешевле, чем в странах, с которыми граничит — России, Китае, Кыргызстане. Но, во-первых, еще более дешевый (в разы) он в соседней Туркмении. Однако там никаких его масштабных перетоков ни в Казахстан, ни в Узбекистан, ни в Россию не наблюдается, несмотря на отсутствие Великой туркменской стены. Во-вторых, дешевизна казахстанского бензина весьма относительна. На среднюю зарплату казахстанца можно купить лишь около 680 литров бензина Аи-95. Тогда как в Норвегии на месячную зарплату гражданин сможет приобрести 2,2 тысячи (!) литров дорогого отечественного бензина.
Августовское поднятие стоимости бензина марки Аи-92/93 до 128 тенге не решило проблемы с дефицитом топлива в стране. Однако министр энергетики Владимир Школьник заявил, что сейчас казахстанским водителям грех жаловаться – все, кому нужно, свои машины заправляют. Правда, он не назвал этих счастливцев. Возможно, он имел в виду тех чиновников, чьи служебные автомобили он встречает, идя пешком на работу, потому как в других регионах проблемы с топливом никуда не делись.
Годовой объем производства бензина составляет 1,9 млн тонн при общей потребности на уровне 2,8 млн тонн. Чиновники обещают, что республика будет полностью обеспечена бензином, дизельным топливом и авиакеросином по стандартам Евро-4 и Евро-5 в период 2017-2022 годов, после модернизации трех отечественных НПЗ.
До тех пор и власти, и эксперты прогнозируют новые скачки топливных цен, объясняя это зависимостью топливного рынка страны от привозного бензина. В частности, министр национальной экономики Ерболат Досаев признал, что удерживать стоимость литра Аи-92 на уровне 128 тенге власти смогут до Нового года. А дальше? Видимо, как карта ляжет.
После февральской девальвации тенге нынешний первый вице-министр энергетики РК Узакбай Карабалин предположил, что из-за нее россияне могут утратить интерес к поставкам на рынок Казахстана. Так и произошло. В таком случае возникает вопрос к Национальному банку: почему там не просчитали последствия этой «корректировки» тенге для столь чувствительной для страны сферы как импорт российского топлива?
В правительстве считают, что для исправления существующей диспропорции между ценниками на российских и казахстанских АЗС, розничные цены на ГСМ в Казахстане должны догонять аналогичные показатели в России. Ряд экспертов пророчит вскорости достижение 150-170 тенге за литр 92-го. Но куда пойдет эта «прибавка»?
В России, как отмечалось ранее, дороговизна топлива обусловлена высокими налогами и акцизами, которые идут в местный и федеральный бюджеты. В текущем году акцизная ставка на бензин «Евро-4» увеличена до 9,92 тыс рублей (около 45 тыс тенге) за тонну. В следующем году ее планируют повысить до 10,8 тыс рублей (49 тыс тенге).
В Казахстане ставка акциза в 10 раз меньше – всего 4,5 тыс тенге – но, подгоняя на внутреннем рынке цены на топливо под российский уровень, власти повышать ее не собираются. Таким образом, сверхприбыли от повышения топливных цен в очередной раз обогатят лишь оптовиков и крупных трейдеров нефтепродуктов, но проблем рынка не решат. Вот такая топливная загогулина.