Мыть руки перед едой и вправду полезно. А еще полезно подумать — что ты ешь, где ты это купил и кто это приготовил. Но… Лариса Борисовна Лян, специалист по питанию и руководитель отдела по надзору за объектами питания Департамента по защите прав потребителей Алматы, говорит, что такие вопросы — редкость. И потому пищевые отравления у нас — норма.
— Все мы любим вкусно поесть, но не все хотим питаться безопасно, — говорит Лариса Лян. — Понимание о безопасности продуктов питания у жителей Алматы на очень низком уровне. В связи с мораторием мы сейчас не можем проводить проверки пунктов общественного питания, рынки и производства. Поэтому вышли в люди – к потребителям. Мы провели в мае-июне 17 акций, на которых объясняли, как обезопасить себя и свою семью от некачественных продуктов.
— А именно куда вышли?
— Это рынки, супермаркеты, места стихийной торговли. Вместе с нашей инспекцией выезжают экспресс-лаборатории нашего центра эпидемиологической экспертизы. В этих лабораториях есть портативные устройства, которые позволяют покупателю на месте исследовать продукт по некоторым показателям. При проведении акций мы также проводим анкетирование, раздаем памятки и буклеты.
— Проводите просветительскую работу!
— Да. Многие потребители не знают своих прав. Не знают обязанностей руководителей производств перед потребителями. Не знают, что должны делать контролирующие органы, если потребитель в них обратился. Мы исследовали 1181 пробу, которые принесли покупатели, и выяснили много нарушений. В основном, это фрукты, ягоды. Клубника, персики, которые не соответствуют по содержанию нитрата. В настоящее время проверки регистрируются Генеральной прокуратурой, только если есть угроза общественной безопасности или государству.
— То есть в моем единичном случае отравления вопрос не будет рассматриваться?
— Здесь мы стараемся контактировать с руководителями предприятия. Многие хорошо реагируют, связываются с пострадавшими, по сути, делают нашу работу. Стационарные объекты торговли борются за свой имидж и честь. Если же вы купили продукт в месте стихийной торговли, то продавца вы, конечно, не найдете. Наше руководство — Ассоциация по защите прав потребителей — объясняет нам, что наша работа будет больше разъяснительной. Здесь идет много споров, так как у наших производителей еще низкий уровень сознания, чтобы отпустить их в свободное плавание. Будут изменения в вопросе плановых проверок. Предприятия с хорошей репутацией будут проверяться только по жалобе или случаю отравления. С одной стороны, — это правильно. В городе почти 6000 объектов, связанных с питанием. Это и рестораны, и рынки, и производства. Ни одно государство не сможет содержать такую армию санитарных врачей. Наш Президент все время говорит о необходимости сокращать контрольно-надзорные органы. Но есть такие предприниматели, которые понятия не имеют о требованиях и обязанностях. Он просто открыл эту точку, так как есть деньги и бизнес прибыльный. Таких руководителей мы вызываем на беседы. Почему многие предприятия этого сектора, до 30%, не выдерживают конкуренцию и отсеиваются? Потому что это большая ответственность и перед потребителем, и перед государством. Причем как административная, так и уголовная. Раньше моратории никогда не ограничивали проверки ветеринарной, пожарной, санэпидслужбы.
— Это же напрямую связано со здоровьем людей!
— Да. Эти службы создавались десятки лет назад. В советское время, для еще молодой республики, в период, когда мор косил людей целыми городами – тиф, чума, туберкулез. Люди не могли перемещаться. А у молодого государства не было возможности всех лечить. И вот эти службы вывели людей из ужасных условий. Сегодня проводить профилактику по этим направлениям намного дешевле и важнее, чем потом затрачивать огромные деньги на спасение людей в экстренных ситуациях. У граждан Казахстана есть конституционное право на жизнь, на здоровье, на безопасность. Правозащитники других стран говорят о проблемах с соблюдением прав человека в нашей стране. И такие экстренные угрозы жизни людей будут тому подтверждением. В Казахстане есть все возможности и средства этого не допустить. Все, что связано с человеком, особенно с детьми, имеет первостепенную важность. Сейчас же не проверяются не только объекты питания, но и частные медицинские центры. А еще частные детские сады и школы. Это же не правильно!
— Проверяются только государственные детские сады. А их мало.
— Не проверяется завод, который производит 50 тонн в сутки молочной продукции. А мы знаем, что у них были ошибки. Пострадает не только Алматы, но и другие регионы. Наша структура относится к медицине. А профилактические процедуры в нашей стране всегда были на очень высоком уровне. В других государствах при том, что государство регулирует, дело профилактики — в руках самого человека. Но там уровень гигиенической грамотности населения намного выше. Когда мы отдаем ребенка в школу, мы ведем его к лучшему педагогу. А еду покупаем где попало. Мы проводили анкетирование: 25 % потребителей никуда не обращаются в случае нарушения прав, ни к производителю, ни в надзорные органы. 30% не обращают внимания ни на условия хранения, ни на маркировку. Профессиональную гигиеническую работу мы проводим. У нас есть сайт. Мы отвечаем на вопросы, печатаем статьи. Недавно одна женщина сказала: «Меня никто этому не учит». Но мы не можем заходить в каждую квартиру. Эти основы дает детсад и школа. Мамы детей до года кормят чем попало. Одна мама сделала смесь, хранила 3 дня в холодильнике. Чего она ждет? Нужны просветительские работы для будущих мам.
— А если проводить такие курсы при департаментах?
— Этот вопрос мы уже обсуждали — нужно выходить на женские консультации, там эпидемиологи будут работать. У нас сейчас в условиях моратория проводится много семинаров с потребителями и производителями. Мы говорим руководителям предприятий, что нужно проводить контроль ведомства за продукцией, которую они выпускают. Но малый и средний бизнес не может себе позволить свою лабораторию.
— Они же могут сотрудничать с лабораториями.
— Да. По закону они обязаны заключать договора с аттестованными аккредитованными лабораториями города. И мы говорим, что если пойдет некачественная партия продуктов, то придет уже не наша инспекция, а другие органы. На семинары приглашаем десятки руководителей, приходят — единицы. Уровень социальной ответственности и порядочности – низкий.
— Человек должен начинать с себя. Прежде, чем купить продукт и съесть, должен подумать.
— Помните, у нас была война с киосками? В городе их было около 15 тысяч. Тогда закрылись заводы и нужно было дать людям возможность заработать. Сейчас такой необходимости нет. Вот продают самсу. Понятно, что в киоске нет воды, канализации. Женщина там в туалет ходит, стряпает, считает деньги, продает. Выстраивается целая очередь солидных людей на дорогих машинах. Помните, на улице Саина был ряд шашлычных, и еще плацдарм для некоторых особ? Мы проводили там рейды с полицией. Приезжают мужчины на джипах, в золотых цепях. Я им показывала: вот, смотри, у него ведро стоит, он в него в туалет сюда ходит, и воды у него нет. Вам что, кушать больше негде? И эти мужчины краснели, разворачивались и выходили. Сейчас эта картина — на трассах. Люди не задают себе вопросов. Я всегда этому поражаюсь. Вы когда идете к зубному, не заходите же к гинекологу. Все начинают нервничать и возмущаться только когда заболеют.
— Но все-таки число ответственных руководителей растет, и надеемся, что ситуация изменится. Спасибо за интересную беседу. С вами была Морозова.