В поселке Икан Южно-Казахстанской области до сих пор стоит сохранившийся памятник «вождю народов» Сталину. Стоит потому что у этого монумента особая история.
Как известно, в начале двадцатых годов прошлого столетия в этих краях было сильно развито басмаческое движение. Легенда гласит, что в начале тридцатых, когда советская власть укрепилась, главари басмаческих отрядов обратились с письмом к Сталину, в котором они просили амнистию для себя и землю для своих вчерашних соратников. «Вождь народов» неожиданно внял просьбам вчерашних непримиримых врагов — людям дали и то, и другое. Так, в начале тридцатых годов в Икане образовался первый колхоз басмачей.
Следом там появился и памятник Сталину — как знак благодарности бывших «врагов народа» вождю большевиков.
Прошли годы, и наступила хрущевская оттепель. После двадцатого съезда КПСС по всей стране стали сносить памятники Сталину. Докатилась эта волна и до Икана, и местная власть, слепо следуя новым веяниям, решила снести скульптуру.
Однако случилось неожиданное. Вчерашние басмачи выкопали из схронов свои винтовки и пулеметы и заняли круговую оборону вокруг здания конторы, где и был установлен монумент. Не помогли никакие увещевания и уговоры. Бывшие «враги народа» не позволили коммунистам снести с постамента своего же коммунистического идола.
Так Сталин достоял до 90-х. Пришли годы независимости. Памятник палачу Сталину вновь оказался неактуален — теперь уже для нового руководства независимого Казахстана. А между тем местному акимату не хотелось ссориться ни с чиновниками в Астане, ни с собственными аксакалами, которые помнят истории и заветы своих отцов.
И тогда местная власть приняла воистину соломоново решение: она передала старое здание акимата, рядом с которым и был установлен монумент, в частные руки, а новое здание для власти строит рядом с трассой, подальше от опального вождя. Получается, и волки сыты, и овцы целы.
Так Сталин, спрятавшись за рядами одноэтажных строений, вошел в 21 век. Правда, вопросы о памятнике местному руководству все-таки задавали — мол, к чему он? Но ответ был краток: Сталин теперь на частной территории, а она у нас неприкосновенна.
Так право частной капиталистической собственности, против которого всю жизнь боролся Сталин, спасло его скульптуру. И по сей день Иосиф Виссарионович стоит в одном из отдаленных сел Южного Казахстана, а местные жители пересказывают своим детям байки про снос и легенды про своих отцов, которые нашли мир на этой земле.