Эксперты топливного рынка обреченно констатируют: стоимость топлива на заправках Казахстана готовится взять новую высоту.
Директор департамента развития нефтяной промышленности Минэнерго Казахстана Куандык Кулмурзин в интервью порталу 365info.kz подтвердил – объективная необходимость в повышении цены есть…
– Какие факторы говорят о том, что ценники на казахстанских АЗС пора менять?
– ГСМ – это рыночный товар, его цена зависит не только от себестоимости производства. Это баланс между спросом и предложением. Сейчас спрос превышает предложение: приграничная торговля топливом между Казахстаном и Россией из-за разницы в ценах увеличилась в несколько раз. Россияне чаще стали ездить к нам в страну за дешевым бензином: пересекают границу, останавливаются на первой казахстанской заправке, заправляют полный бензобак и возвращаются обратно. Благодаря дешевому казахстанскому топливу, многие жители приграничных регионов России хотят сэкономить на ежемесячных расходах на топливо для своей семьи. А некоторые бензиновые челноки так делают по нескольку раз в день: приехали к нам, заправились, вернулись в Россию, слили топливо и снова к нам на заправку за следующей партией.
– Планируете сравнять наши цены с российскими?
– Министр сказал, и я повторю: «До конца года мы изменять цену не будем».
– А после Нового года?
– Если объявить, что с такого-то числа запланировано повышение цен на топливо, значит спровоцировать ажиотажный спрос. Покупатели подумают: «Наверняка бензин поднимется в цене, надо запасаться». И в ажиотаже поедут на заправки. Продавцы подумают: «Наверняка бензин поднимется в цене, так зачем его продавать сейчас, если через несколько месяцев можно продать выгоднее» и искусственно уменьшат предложение. Вот так в головах потребителей и продавцов произойдет дисбаланс, который приведет к непредсказуемым последствиям, включая дефицит и… рост цен.
Как я уже говорил, мы живем в рынке, и интегрированы в мировую экономику. Вы же сами видите, что сегодня происходит с ценами на нефть. Гадать на кофейной гуще по ценам на период после Нового года можно, а вот делать обоснованные прогнозы на столь длительные сроки при нынешней рыночной ситуации – дело неблагодарное. Мы, со своей стороны, будем делать все от нас зависящее, чтобы граждане и экономика Казахстана были с топливом, и применять все доступные нам механизмы, чтобы цены не поднимались.
– В Венесуэле, где самый дешевый бензин, правительство не рискует поднимать на него цену. Между тем, средняя зарплата в Венесуэле – около 800 долларов США, а бензин – 2 цента за литр. Многие уверены, что все справедливо: если в стране добывают нефть, то и бензин должен быть дешевым.
– У нас глубина переработки составляет приблизительно 70%, а в Венесуэле может быть 90%, или 94% как в Китае. Они вырабатывают 80% бензина с одной тонны, мы максимум 30%. К тому же тот факт, что стоимость бензина у нас выше, можно объяснить и налоговой политикой. В Казахстане не дотируют производителей ГСМ, а наоборот, облагают топливо налогами. Может быть, кто-то и считает, что это не справедливо.
– Кстати, про справедливость. В августе текущего года Минэнерго как-то не очень справедливо распределило квоты на горючее, больше всего топлива отдав компании Sinooil, чем очень обидело заправочную сеть «Helios».
– Вы видели только первую часть этого процесса. Через пять дней после распределения квот Sinooil ровно половину топлива отдал заправкам Helios. Сам отдал.
– А почему правительство обидело Helios?
– Helios в момент распределения квот не был готов к этому объему. При этом следует отметить, что сети АЗС «КазМунайГазОнимдери» и «Sinooil» имеют собственную переработку на Атыраускром и Шымкентском нефтеперерабатывающих заводах. Проще говоря, они по квотам получили доли, которые итак принадлежали им. Однако Helios посчитал, что это несправедливо…
P.S.: Напомним, в сентябре в бензиновом «царстве» разразился скандал, эпицентром которого стал Минэнерго. Суть скандала проста: правительство и сеть заправок Helios не сошлись во мнении, как именно нужно делить квоты. Распределяя сентябрьские квоты на горючее, Минэнерго «обделило» Helios, выделив ему дизеля и бензина меньше, чем конкурентам (подробнее в материале «Дефицит бензина: правительство выбирает SinoOil«).