Владимир Школьник, министр энергетики Казахстана, взорвал Интернет, а еще больше автолюбителей, предложив им ответить на повышение цен на бензин совместной ездой на легковых автомобилях. Или ходьбой на работу пешком, как это делает сам глава Минэнерго.
Увы, не всякому человеку, уважаемый Владимир Сергеевич, везет получить квартиру рядом с работой. А, предположим, из Бурундая в Алматы только Будулай без авто быстро доберется. Сейчас каждый школьник в стране (которого папа перестал возить в школу из-за нехватки бензина А-92) знает, что Казахстан производит недостаточно дизтоплива, авиакеросина, смазочных масел и, увы, высокооктанового бензина.
Но есть в Вашем ответе и какая-то натяжка. Представьте себе, что на сетования населения относительно недостатка мяса в стране министр сельского хозяйства Мамытбеков посоветовал бы всем ужинать вместе с соседями. Или на лечебное голодание сесть.
В то же время Вы на фоне АЗС с душераздирающей надписью «АИ-92 и дизтоплива — нет!» проникновенно сказали: «Я не пророк, но я хочу сказать, что все, что в разумных человеческих возможностях сделать, правительство и «КазМунайГаз», и «Самрук-Казына» делают. Все, что возможно. Если есть какие-то идеи, я совершенно открыт и вся структура министерства энергетики открыта, если есть какие-то идеи, как это сделать».
Владимир Сергеевич, идея-то есть! И как раз по линии вашего министерства — чтобы сбить все возрастающий спрос на бензин, можно по примеру Ирана перейти на газовое топливо для автомобилей. В этой стране на автогазе — жутко представить — ездят больше всего машин в мире — 3,3 млн! В Казахстане же около 4 млн авто тоскливо ожидают у АЗС бензина АИ-92 по 128 тенге, и лишь 12 тысяч умников перешли на автогаз по 35-60 тенге за литр. Один из них — ваш покорный слуга.
Иран (Персия в прошлом), несмотря на огромные запасы нефти и газа (10 % мировых запасов нефти), сегодня занимает первое место на планете по количеству автомобилей, работающих на природном газе. За последние 10 лет Иран добился поразительного прогресса в производстве работающих на газе автомобилей, а также в строительстве новых газозаправочных станций по всей стране. Во многом этому способствовала реализация проекта по увеличению доли сжатого природного газа в «топливной корзине» Ирана.
Одна цифра — использование газового топлива позволило стране сэкономить бензин на общую сумму примерно в $27-28 млрд!
Но что интересно — перейти массово на газ Иран буквально заставила та же причина, что и у нас — нехватка собственных нефтеперерабатывающих мощностей. Из-за чего стране приходилось импортировать много светлых нефтепродуктов. А это потеря валюты, тем более в эпоху эмбарго. Казахстану, сидящему на океане природного газа, стоит изучить опыт персов.
Американский журнал The Economist опубликовал любопытную аналитику: в ТОП- 10 «любителей авто на газе» — преимущественно страны третьего мира:
Что их всех объединяет? Во-первых, относительно высокие цены на бензин и низкие доходы населения. Как говорится, что немцу — евро, то пакистанцу — смерть. Во-вторых, если эти, не в обиду будет сказано, не самые технически продвинутые (кроме Италии и КНР) страны сумели сделать автомобильные газовые заправочные станции (АГЗС) делом привычным, то нам, стремящимся в 30 ведущих стран мира, это должно быть тем более по плечу.
И последнее: по данным журнала Kazenergy, в Северной Америке будто бы принята программа финансирования покупки новых авто с газовыми приводами. А мы хуже?
Переход на газ поддержал недавно первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин, сообщает Kapital.kz. «Первые заправки уже установлены в некоторых местах. Должен быть интерес самого рынка. Но мы в министерстве такую программу объявили, мы ее поддерживаем. В Астане появились экотакси, которые ездят на сжиженном газе. Сейчас уже много в Астане «ГАЗелей» ездят на сжиженном газе. Эта сторона у нас активно развивается, и мы всячески поддерживаем», – сообщил У.Карабалин, отвечая на вопросы журналистов.
О ценах: вице-министр отметил, что ведомством регулируются определенные объемы поставок сжиженного газа. «У нас на сегодня цена на него (сжиженный газ) 38 тыс. тенге. Далее по заявкам газосетевых организаций мы определяем, сколько нужно на каждую область. Конечную цену назначают на местах. Мы в этом году подписали меморандум с крупными сетями автозаправок с тем, чтобы расширить сеть по топливному газу, именно моторному – пропану, бутану – по всей стране, потому что это выгодно», – сказал он. А нефтегазовый аксакал слов на ветер, который, по сути, тоже газ, не бросает.
В целом, эта тема большая, как Каспийское море в весеннее половодье, и одной статьей ее не закроешь. Попробуем вкратце о главном. Итак, первое — это экономически выгодно для страны и для автолюбителей. Снижение расходов на ГСМ снизит издержки практически на все товары и услуги. Для сравнения: цена литра газа в Актау — 35 тенге, в Астане 48-50, в Алматы — 60-70, Павлодаре — 50-55, а вот бензин АИ-92 везде — 128 тенге за литр. Таким образом, счастливый житель Актау на газе платит в 3,65 раза меньше чем его грустный собрат на бензине. А, к примеру, я с двигателем 4. 8 л (20 литров на 100 км) трачу в Алматы 1300 тенге, что равносильно по деньгам малолитражке с расходом 10.5 л. Но поскольку октановое число автогаза ( в зависимости от соотношения пропан-бутан) 102 -105, то сравнивать его правильней с АИ- 98, цену которого я боюсь произнести вслух при женщинах.
Экологичность — вот главное достоинство газового топлива по сравнению с бензином и дизелем. Если оборудование хорошее — скажем, 4-го поколения, то сгорает около 95% всего топлива до углекислого газа и воды. Никаких тебе оксидов свинца, кадмия, серы. Например, на моей машине на газе токсичность выхлопов составляет всего 4, 7 % от ПДК (предельно допустимой концентрации).
При установке газобаллонного оборудования (ГБО) сохраняется возможность использования основного топлива (бензина или дизеля), то есть это машина с гибридным топливом, что важно для дальних дорог. Я, к примеру, наполнив один бак (150 литров) газом и бензином — другой, могу проехать автономно до Астаны.
Долгая служба двигателя — благодаря большему октановому числу газ сгорает без детонации, уменьшается нагрузка на двигатель. ГБО лучше смешивает газ с воздухом, не смывает смазочную пленку со стенок цилиндров двигателя, поэтому не загрязняет масло. В результате увеличивается ресурс двигателя.
Минусы ГБО всем известны — дорогая установка исходного оборудования, нет сервиса и развитой сети АГЗС. Последнее — дело наживное, но для этого нужна государственная программа и здесь решающее слово за Минэнерго и бывшим МИНТ, а ныне МИР во главе с уважаемым Асетом Исекешевым. Между прочим, в перспективе это целая отрасль с нескольким тысячами новых рабочих мест и оборотом в миллиарды долларов в год.
Мне кажется, газификация автомобилей — это и есть самая что ни на есть «зеленая экономика» и даже «энергосберегающие технологии» ( сколько газа зря сжигается или закачивается обратно), о которых так много говорится в связи приближающимся EXPO 2017. Вот бы чем удивить иностранных туристов (но не из Ирана).
Раздаются также голоса экспертов, что очень быстро на газ нам не перейти — и не надо очень быстро. Достаточно шаг за шагом, лет за 10 лет как в Иране — проблема роста цен на ГСМ, увы, вечная, как и автомобильные пробки.
Может быть, у нас газа в стране мало, как утверждают скептики? Да нет же.
По приблизительным данным, Казахстан в год производит порядка 1,5 млн метрических тонн сжиженного газа. А потребляет — отопление, а главное, промышленные предприятия, вроде Темиртауского металлургического комбината — всего около 0,5 млн тонн. Вклад водителей в газовый баланс пока едва виден в лупу энтомолога.
А теперь о том, насколько он эффективно используется: по данным бывшего Миннефтегаза, порядка 90% добываемого в республике газа — это попутный газ. При этом в настоящее время 30% его закачивается сразу обратно в пласт для поддержания пластового давления… И только около 15% используется на собственные технологические нужды, выработку электроэнергии. Специалисты говорят, что развитие газовой отрасли сдерживает именно отсутствие коммерческих перспектив широкого использования газа. Но развитие национальной сети автомобильных газовых заправочных станций (АГЗС ) — это и есть отличная коммерческая перспектива для отрасли.
Разговоры о том, что если из 4 млн имеющихся в стране авто хотя бы половину переведут на газ, то его не хватит — ерунда. Не будем забывать также, что объем добычи нефти и газа с запуском Кашагана в 2016 серьезно вырастет.
Самое дорогое для автолюбителя после родины в данном случае газобаллонное оборудование (ГБО) — в среднем от $1000 до $1500 . Можно ли решить эту проблему? Во-первых, основная цена связана со стоимостью импортного оборудования 4-го поколения. На мой взгляд, эту проблему можно внести в программу ФИИР — выпускать подобное оборудование на своих заводах. Для начала — «отверточная сборка». Второе, есть реальный экономический стимул — освободить от налогов или существенно снизить их для авто с газовым приводом. Для сравнения, с этого года налог на машину, ввезенную с 1 января 2013 года с объемом двигателя свыше 4 литров (скажем 4.7 л ) 245 660 тенге! Это примерно стоимость установки ГБО.
Критик скажет: Ага, а как же налог? Грабят! Позвольте, если цель прогрессирующего автоналога — стимулировать чистоту окружающей среды, то как раз газ самое подходящее для этого топливо. Или все же цель иная — содрать как можно больше?
Популярен миф о том, что баллоны с газом часто взрываются, на самом же деле это редкость. Современные баллоны при малейшей опасности утечки блокируют подачу газа, а чтобы распознать опасность загодя, в газовую смесь добавляют специальные пахучие как скунсы, страдающие диареей, вещества – меркаптаны.
Теперь о ДТП — немецкий клуб автовладельцев ADAC проводил испытания ГБО. В них входила авария и поджог поврежденного автомобиля – результаты теста были признаны удовлетворительными.
Словом, плюсов газификации автотранспорта намного больше, а в минусах больше всех почему-то разбираются водители, которые сами на газе никогда не ездили. Или ездили в советское время на «ГАЗ-53». Но нельзя же ругать «Ниссан-Патрол» только потому, что у тебя на «копейке» шаровые опоры были слабыми.
Перефразируя Ленина, я бы сказал так: Капитализм — это предприимчивая власть, плюс газификация всей страны.
В общем, уважаемый Владимир Сергеевич, рискните — предложите это дело в правительстве. Как говорится, пан или пропан!