В Казахстане на сегодняшний день зарегистрировано более 20 тысячи незрячих. В наших реалиях жизнь для них представляется достаточно трудной. Единственной возможностью социальной адаптации для этих людей является получение образования. В Алматы главным учреждением, ответственным за это, является специальная школа-интернат №4 для слепых и слабовидящих детей. Мы решили посмотреть на будни этого необычного учебного заведения.
Так прошло 1 сентября в необычной школе.
Праздничная линейка здесь, на первый взгляд, практически не отличается от подобных мероприятий, проходящих в тысячах других школ. Лишь приглядевшись замечаешь, что многие первоклашки носят очки с очень толстыми линзами, а иногда натыкаются на других учеников.
Старшеклассники чувствуют себя увереннее. Даже те, у кого зрение отсутствует полностью, неплохо ориентируются по площадке перед школой.
Потренировавшись всего пару раз, знаменосцы, не нарушив строя, проходят перед выстроившимися на площадке учениками.
Малыши, поступающие в школу в этом году, сильно смущаясь, выходят рассказать стишки.
Всего в школе-интернате №4 для слепых и слабовидящих детей обучается 230 школьников, в их числе 12 выпускников и 19 первоклашек. Школа ведет свою историю с 1932 года, когда в Алматы был основан первый интернат для незрячих детей. Это учебное заведение единственное в городе, но подобные школы существуют во многих областях страны.
Все ученики школы, начиная с первого класса, постоянно проживают на ее территории. Родители могут забирать их к себе на выходные и посещать в свободное от уроков время. Одна из важнейших задач школы — дать возможность своим подопечным жить полноценной жизнью. В связи с этим с первых дней в программу обучения входит предмет ориентировка. Детей учат самостоятельно перемешаться по школе, прилегающей территории, окрестностям, а в последних классах — и по всему городу.
В первом классе проходят занятия в классе для слабовидящих детей. Школьники без ошибок отвечают на вопросы учителя. Практически все уже умеют считать до десяти.
В интернате работают не обычные учителя, а тифлопедагоги. Это отдельное направление педагогики неправленое на обучение детей с нарушением зрения. Мария Дмитриевна, тифлопедагог с большим опытом работы, расказывает:
— У первоклассников много внимания уделяется словесным и игровым формам обучения. Мы стараемся увлечь их и подтолкнуть к проявлению инициативы в учебе. Я должна преподать им основные навыки жизни в обществе: научить читать, считать и писать. Раньше, для того чтобы начать работу со слепыми ребятами мы должны были проходить дополнительное обучение в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас открылся факультет дефектологии в КазНПУ имени Абая.
Омар всего несколько дней назад пришел в школу, но уже успел полюбить физкультуру, математику и ЛФК
У детей здесь, как и в любой другой школе, есть свои предпочтения:
— Я хорошо считаю и поэтому любимый предмет математика, — говорит Баян.
Второклассники очень рады снова вернутся в школу после летних каникул.
На уроке литературы ученики 4-го класса читают произведения по специальным книгам, написанным шрифтом Брайля. В школьной библиотеке есть учебники и книги по программе.
Учитель русского и литературы младших классов рассказывает как в нашем городе обстоят дела с книгами для слепых:
— Современной литературы в виде аудиокниг и книг написанных Брайлем у нас пока мало. Зато у учеников есть возможность раз в неделю брать книги в Республиканской библиотеке для незрячих и слабовидящих граждан. Там есть популярная художественная литература — «Гарри Поттер», «Сумерки» и многое другое.
— Я очень люблю читать. Любимые книги — “Приключения Гука” и “Волшебник Изумрудного города”. В будущем хотелось бы стать учителем, — говорит нам один из учеников.
Преподавание математики здесь также имеет свою специфику. Ученики не выходят решать примеры и задачи у доски, а проговаривают их вслух. При их написании цифры и формулы также проговариваются про себя.
Записи ведутся с помощью специальных принадлежностей — ручки-грифеля, металлического трафарета и плотной бумаги. Буквы прокалываются на листе в виде комбинация точек. Трудность такого письма заключается в том, что слова выкалываются справа налево, а читать их нужно слева направо, перевернув лист.
— Алгебра является одним из моих любимых предметов. Учусь на четверки. В будущем хотелось бы поступить на переводчика в иняз, — говорит Нурия, ученица 10-го класса.
Для удобства ориентирования по школе таблички всех кабинетов имеют подпись шрифтом Брайля.
На уроках химии особый упор делается на восприятии предметов через осязание. Как объяснить незрячему человеку строение молекулы, валентность элементов, связи атомов различных веществ? Для этого используется специальная модель. Пластмассовые шарики различного веса здесь представляют атомы, трубки — связи между ними.
Потрогав их ученики могут получить преставление о структурной формуле различных веществ.
Они даже могут самостоятельно собрать молекулу воды, серной кислоты, соли и. т.д
В качестве учебного пособия также используются таблицы Менделеева написанные шрифтом Брайля, а также обычные с выпуклыми надписями.
Марина, ученица 12-го класса признается в своей любви к точным наукам:
— Я больше всего люблю математические специальности — физику и математику. Возможно буду поступать на информатику в КазНУ им аль-Фараби.
Юра в прошлом году перевелся сюда из Карагандинской школы-интерната для слепых и слабовидящих. После окончания школы он хотел бы поступить в РМК на массажиста.
Директор школы рассказал, что перед его учениками после окончания выпускного класса открыты все двери:
— В прошлом году наши средние показатели по ЕНТ составили 90,3 балла. Семеро из выпускников поступили в алматинские ВУЗы по гранту, а еще трое полив колледжи также на грант. Конечно в институтах им первое время будет трудно адаптироваться, но тем не менее многим удается успешно получить высшее образование. Многие выпускники нашей школы становятся музыкантами, некоторые заканчивают педагогический факультет и возвращаются сюда уже в качестве учителей. Несколько лет назад в Республиканском медицинском колледже открыли специальность массажистов для слепых и слабовидящих. Овладение этой профессией — гарантия практически стопроцентной трудоустроенности.
Полноценной социализации учеников школы также способствует специальная программа уроков труда. Девочки обучаются самостоятельно работать на швейной машинки и изготовлять различные изделия.
Учитель труда Зухра Махмудовна объясняет особенности своей работы:
— Наш кабинет оснащен электрическими швейными машинками. На уроках машиноведения я обучаю детей работать за ними. Сначала даю им потрогать машинку, изучить все детали. Затем шаг за шагом обучаю их шитью. Во многом это индивидуальная работа, приходится уделять много времени каждому из учеников. Я все время нахожусь рядом, чтобы не допустить нарушения техники безопасности.
Мальчики на уроках труда изготовляют поделки различной сложности — от простых грифелей-ручек, до деревянных панно и барельефов.
Станки и инструменты здесь такие же, как и в обычной мастерской, но с небольшими доработками. К примеру в столе для пиления брусков есть специальной углубление, не дающее пиле уйти в сторону.
В качестве учебных материалов используются объемные модели поэтапной работы над различными изделиями.
Гордостью школы является компьютерный класс, оборудованный техникой для слепых. Это обыкновенные компьютеры, но со специальными программами. Текст на экране и команды набираемые учениками озвучиваются.
Кроме того компьютеры подключены к мониторам для слепых — устройством предназначенным для вывода текста в виде символов азбуки Брайля, которые в буквальном смысле выдавливаются на нем.
Здесь также есть читающая машина “Книголюб” — своеобразный сканер, преобразующий написанный текст в аудио формат.
После окончания уроков в школе проходят дополнительные занятия в музыкальных классах. Дети обучаются игре на домбре, фортепиано, баяне, скрипке. поют в хоре.
По словам преподавателей слепые дети часто отличаются хорошо развитым чувством ритма и слухом. Они достаточно быстро осваивают нотную грамоту. При обучении игре на фортепиано ученики запоминают расположение нот на клавишах.
Ерхат со второго класса обучается игре на домбре:
— Обучение проходило совсем не тяжело. На данный момент я участвовал во множестве городских и республиканских конкурсов. Выезжал на фестивали в Москву и Белоруссию. После окончания школы хотел бы поступить в консерваторию.
Помимо музыки ученики могут обучаться танцам.
На стене в кабинете директора висит множество дипломов завоеванных на творческих и спортивных соревнованиях республиканского и международного уровня. Одно из самых больших достижений — золотая медаль по шахматам, завоеванная одним из школьников на Азиатских играх.
Одной из самых больших проблем в школе остается временная нехватка учебных пособий, написанных шрифтом Брайля на казахском языке. Она постоянно ликвидируется за счет печати новых учебников. Сложно обстоят дела и с художественной литературой на государственном языке.
Помимо государственных средств большую поддержку интернату оказывают различные организации и представители бизнес сферы. Среди спонсоров школы — фонд Аяла, Air Astana, школа Мирас, а также частные благотворители. Недавно на средства нескольких компаний была оборудована новая спортивная площадка.