Информационная война на просторах Казнета набирает обороты. Очередная провокация появилась в Facebook: некий Серикжан Есенгосулы, больше известный как Серикжан Мамбеталин, бывший вице-президент Торгово-промышленной палаты РК, распространил информацию о том, что отдельные части казахстанской армии готовятся к отправке в Украину.
Серикжан Мамбеталин не указал источник, но обратился к журналистам с просьбой проверить данную информацию. Мы не поленились и проверили. Из официального ответа Министерства обороны Республики Казахстан:
«Указанное сообщение не соответствует действительности. В условиях сегодняшней международной обстановки распространение подобных слухов может расцениваться как провокация. Напоминаем, что Уголовный кодекс РК устанавливает ответственность за распространение заведомо ложной информации».
Стоит отметить, «вопрос, зачем Мамбеталин распространяет фэйки», возник уже у пользователей соцсетей: между Серикжаном и одним из его подписчиков завязался диалог:
— Секе, вы вроде взрослый и адекватный человек? Зачем распускать фейки?
— Я когда-то пожалел, что не опубликовал обращение к армии до расстрела в Жанаозене. Написал текст и решил, что не к лицу политику нагнетать ситуацию и раньше времени паниковать. Если наши тревоги помогут остановить наши войска в Украину (а в рамках ОДКБ это более чем реально), то я буду рад.
— Это нереально в рамках ОДКБ, мы все же в государстве, для любой миротворческой операции нужно одобрение парламента.
— Одобрение можно получить и задним числом. Или за час до отправки. Мы же знаем цену нашим парламентариям. Как прикажут из Кремля, так и проголосуют.
— Хорошо распространять слухи, сидя в другой стране. Солидный и взрослый человек не должен просто публиковать слух. В стране и так дефицит надежной информации. Вам-то что, а тут можно так обкатать технологию слухов, что в один день взорвать все, и хорошо тогда точно никому не будет.
— Это написано для журналистов. И я ничего не утверждаю. В какой стране я нахожусь, это не ваше дело. Более того, в этой стране гражданское общество заставило власть считаться с народом.
Такие невинные сообщения для журналистов, на деле — отработанная технология распространения слухов. Подобный сценарий раскачки общества уже «обкатывался» в нескольких странах. Арабская весна в Египте начиналась именно с Facebook’а: практически неконтролируемые социальные сети — легкая добыча для политтехнологов. Это достаточно технологичный процесс управления настроением людей, влияния на них и координация, — уверен политолог Чокан Лаумулин.
— Несколько месяцев назад Facebook признал, что проводит опыты по влиянию на настроения людей. Естественно, они не раскрыли, до какой степени и как, но можно предположить, что эти все программы легко осуществимы. Они создаются на индивидуальной основе. Только по одним вашим лайкам можно нарисовать очень четкий психологический портрет. Это в принципе маркетинг чистой воды. Такими же программами пользуются маркетинговые корпорации. Один портрет потом начинает объединяться в другие, и рисуется точный профиль различных групп, населения. Потом на основании этого можно спрогнозировать поведение людей после определенного толчка извне, вброса информации. В принципе, Facebook так и использовался спецслужбами тех же США для раскачки ситуации. Это технологии. Бунты не возникают из ниоткуда и сами по себе. А касательно происходящего в Казнете — должен разбираться соответствующий орган: либо это просто неумелая работа с информацией, такие вбросы от любителей, либо это что-то более серьезное.
— Но вариант, что это дело чьих-то рук, может быть вполне реальным?
— Не исключается. Кстати, национализм — средство, с помощью которого государства и разбираются на части. Вот сегодня будет референдум по отделению Шотландии, его разбирают при помощи старого инструмента — национализма. Это всегда кому-нибудь выгодно. Поэтому надо еще очень сильно задаться вопросом — в чью пользу так называемые националисты радеют, и за свою ли родину на самом деле?
— А есть какие-то инструменты противодействия вот таким информационным вбросам?
— Конечно, есть точно такие же методы. Но для этого нужно иметь соответствующую научную базу, институты, ресурсы. Естественно, не все могут себе позволить. Китай, например, вообще отгородился от западных соцсетей. Они создали собственные соцсети, собственные поисковики и таким образом государство держит на контроле распространение и характер распространяемой информации.
— А если гипотетически предположить, что кому-то выгодно раскачивать ситуацию в Казахстане, насколько это возможно? Многим кажется, что народ Казахстана достаточно ленив и медлителен, его сложно раскачать.
— Вы забываете, что первое выступление в Советском Союзе было в стране тех самых ленивых и неподъемных людей, как вы говорите.
— То есть дело в хорошем организаторе?
— Да. Будет применятся как раз вот эта технология.
— Мы помним историю с Жанаозенем. Тогда некая заинтересованная сторона помогла создать конфликт, но не смогла довести дело до массовых забастовок, потому что вмешалась власть.
— Я надеюсь, что сейчас власти наши вмешаются и точечно ликвидируют угрозу национальной безопасности.
— Раз власть не вмешивается, значит, не так все страшно. Или же власть просто не реагирует так быстро, как того требует ситуация?
— Мне трудно сказать, но на данный момент, мне кажется, у нас достаточно быстрое и адекватное реагирование. А вообще, лучше не обращать внимания на такие вбросы. Сейчас Луна была, осень, обострения начались. Вы даже не поверите, как много от этого зависит. Но чаще всего все это делается ради паблисити.