Опубликованный ранее материал «Где кочует могила Чингисхана?» вызвал ожидаемый интерес читателей. Потому сегодня мне еще раз хочется остановиться на самом жгучем вопросе, который равно будоражит ученых, потомков и кладоискателей – где же следует искать его могилу. Взгляд на проблему с точки зрения географа.
Территория Казахстана – часть Великой Степи, по которой, несмотря на еЕ необъятные размеры (от Хингана до Карпат – примерно вдвое дальше, чем от Европы до Америки), кочевые народы перемещались с огромными скоростями и завидной мобильностью. Потому что, в отличие от безжизненных океанов, вся Степь была для номадов родным домом, и в каждой ее части человек на коне чувствовал себя своим. Если, конечно, другой конник не имел на этот счет другого мнения.
Неслучайно за те несколько лет, что длился Западный поход монголов под непосредственным участием Хана-Океана (с осени 1219-го по осень 1224 года), и несмотря на то, что большую часть времени он провел в бесконечных битвах с оседлыми народами Мавераннахра, Харасана, Афганистана, Индии, Кавказа, Арабского Востока – Чингисхан успел «отметиться» и наших степных безбрежьях.
Не претендуя на охват всех вариантов, выделю лишь несколько знаковых пунктов на карте современного Казахстана, непосредственно связанных с пребыванием исторического Чингисхана.
Зайсанская котловина и Джунгарские ворота. Значение этих межгорных проходов в жизни Евразии трудно переоценить. Нужно сказать, что это хорошо знали и монголы, сосредотачиваясь и отдыхая в непосредственной близости от стратегических дефиле – в долине Иртыша у предгорьях Алтая. Именно тут, на привольных пастбищах, провел лето 1219 года Чингисхан и отсюда он обрушился всей мощью своего 150-тысячного войска на запад. Еще один горный проход, через который можно было провести огромное конное войско – Илийская долина. Но она обрела свое значение несколько позже.
Отрарский оазис. Пройдя, вдоль северных предгорий Тянь-Шаня, привечая безропотных и сокрушая непокорных, армия дошла до Отрара, города, ставшего номинальным поводом для всей компании. Здесь Чингисхан разделил свое войско. Чагатай с Угедеем остались разбираться с Кайир-ханом (Гайр-ханом), виновником и героем «Отрарской катастрофы», Джучи пошел воевать вниз по Сырдарье – на Джед и Янгикент. А сам Чингисхан отправился в самое сердце Средней Азии – в Бухару, в погоню за своим кровным врагом – хорезмшахом Мухаммедом.
Степь Кулан-баши. Так называется одно место близ Сайрама, где весной 1223 года происходила знаменитая охота на куланов. Куланов для забавы пригнал из покоренного Кипчака один из сыновей Чингисхана – Джучи. Вновь собравшееся после победоносного похода воинство отсюда не спеша двинулось в родные пределы, обремененное обилием добычи и рабов. А сама охота на онагров послужила началом для сюжетов многочисленных легенд и сказок.
[gallery ids=»38780,38781,38782,38783,38784″]
Поход Чингисхана оставил такой же глубокий след в сакральной истории Глубинной Азии, как поход сюда другого Потрясателя — Александра-Искандера. Это был, хотя и запоздалый, но достойный ответ Востока Западу! Так что, кроме «мемориалов» реального Чингисхана, в Казахстане найдется огромное количество мест, связанных с его обожествленным аватаром.
Исследователь топонимов постоянно натыкается на его имя в географических названиях – Чингизтай, Чингизтау, Канчингиз и т. п. И хотя некоторые пытаются свести их не к имени Великого Хана, а к тюркскому термину, обозначающему Восток, у народа своя истина, подкрепленная вескими аргументами многочисленных сказаний.
Вот отрывок из дневника Адольфа Янушкевича, сделавшего запись со слов Кунанбая – отца Абая.
«О Чингисхане, или, как он говорит, Чингискане, утверждает, что здесь у него были зимние кочевья, и в доказательство приводит то, что в одном дне отсюда есть гора Хан-Чингис, или Кан-Чингис, на которой еще его дед видел торчащие, а сам он – уже обвалившиеся восемь сосновых балок, которые, как говорит легенда, несли в себе ту таинственную комнатку, где страшный разрушитель перед каждым походом творил молитвы. Он был калмыком и жил 200 лет.»
Далее, у него же:
«Когда заговорили о Чингисхане, Измайлов сказал мне, что верстах в 40 от гор Чингис-Тау, в которых великий хан два раза зимовал, есть место, где видны как бы следы юрт, обложенных вокруг большими каменными плитами… Не тут ли был Каракорум?»
Эти сведения из середины XIX века. А это из воспоминаний геолога Николая Наковника, относящихся к 20-м годам прошлого столетия. В горах Чингистау проводник показал ему пещеру, где-то в глубине которой хранились «сокровища Чингисхана».
«Пещера слывет святой со времен Чингисхана, так как по уверению Айдара, помогает бездетным женщинам рожать детей, но «если только они хорошенько молятся, приносят большую жертву и пьют воду из озера».
Память о Чингисхане-духе жива в Казахстане до сих пор. От Чингисхана-бога люди степей до сих пор ждут чудес и благостей. Недавно я наткнулся на проявление такого культа во время поездки в Талды-Курган. Каждый раз, когда я проезжал по этой дороге прежде, в глаза бросалась своеобразная столовая гора между Сарыозеком и Айнабулаком.
— А ты знаешь, что здесь, наверху, когда-то стояла юрта самого Чингисхана? – спросила меня моя спутница. – Эта скала была для него как крепость…
Я не знал. А потому мы свернули с дороги и подъехали к подножию «трона Чингисхана». Чем ближе мы приближались к горе, тем явственней было видно, что вся она клубиться каким-то розовым дымом. Если бы вовремя остановиться, то осталась бы уверенность во встрече с чем-то сверхъестественным. Будто сам дух Потрясателя истекал из темных щелей его «трона»!
Но ближайшее рассмотрение, как это часто бывает, разрушило тайну видения. «Розовый дым» рассеялся и оказался многотысячной колонией розовых скворцов, облюбовавших растрескавшуюся скалу для своих гнезд. Я никогда не видел рядом такого обилия этих индийских гостей, признанных пожирателей саранчи и на время даже забыл о Чингисхане. Но вернулся к нему, как только взобрался наверх, на плоскую крышу горы. Здесь, действительно, довольно места для нескольких юрт. Другой вопрос – а были они тут когда-нибудь? Судя по жертвенным полоскам материи на кустах, это — вопрос не для всех.