Казахстанцам ввозить автомобиль из Кыргызстана выгоднее не станет даже после вступления соседа в Таможенный союз. Таким мнением поделились отечественные эксперты, опрошенные LS.
Так, по мнению независимого юриста Сергея Уткина, ввезенные ранее в Казахстан из Кыргызстана автомобили нельзя будет легализовать без уплаты таможенных пошлин.
Единственный законный способ – это приобретение транспорта со всеми платежами и обеспечительными мерами. Однако, С.Уткин задается вопросом об экономической невыгодности такой операции. Ведь многие авто в Кыргызской республике стоят в два раза дешевле, чем в Казахстане, при этом за легальный ввоз придется заплатить примерно 30% от стоимости покупки.
По его данным, обычно гражданин Кыргызстана перевозит авто через границу, и затем на территории Казахстана оформляет временную декларацию на себя и доверенность на гражданина РК. «Эта операция — передача права управления по доверенности и продажа без уплаты таможенных пошлин и налогов прямо запрещена таможенным законодательством», — комментирует С.Уткин.
Председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков считает, что в настоящее время везти автомобиль из Кыргызской республики в Казахстан тоже самое, что из ОАЭ или США.
«Привлекает казахстанцев то, что в Кыргызстане не запрещен ввоз и эксплуатация праворульных автомобилей. Их туда спокойно привозят и эксплуатируют. Никто не запрещает. Японские праворульные автомобили имеют хорошее качество, они свежие и современные, и цена на них очень низкая. У нас же такие авто запрещены к эксплуатации, поэтому и возникает желание купить автомобили по цене $5-10 тыс., пятилетней давности, со всеми наворотами. Но потом их ставят на штрафстоянку» — пояснил собеседник LS.
По информации эксперта, такая ситуация уже тянется три года. Причем, если первая волна ввезенных автомобилей объяснялась незнанием или другими стечениями обстоятельств, то уже два года люди сознательно идут на нарушения.
«Я разговаривал с этими людьми, они говорят, что деньгами будут «разводить» ситуацию, как и остальные нарушения. Вот в чем суть, человек думает, я куплю машину на $10 тыс. дешевле и буду «разводить» на месте. Цена в Кыргызстане ниже, чем у нас в два раза. Ввоз там постоянный, нет заграничных пошлин на автомобили, туда постоянно завозят свежие качественные автомобили, да еще и праворульные. Этим объясняют риск», — добавил Э.Эдоков.
Эксперт заявил, что никаких изменений после вступления Кыргызстана в ТС ждать не стоит. «Никто из существующих членов союза, особенно Россия, не позволит, чтобы образовалась такая беспошлинная «дырка», через которую сейчас идут авто из Кыргызстана. Например, в той же России автомобили с правым рулем не запрещены. Получается, что раз мы в ТС, то могли бы также эти автомобили покупать. Но это не так. В Казахстане это запрещено. Конечно, можно ввезти праворульное авто, но никто вам ее не оформит», — комментирует сложившуюся ситуацию Э.Эдоков.
При этом он отмечает, что дешевые автомобили из Кыргызстана будут по-прежнему облагаться высокими платежами, и смысл от такой покупки теряется.
Согласно данным управления организации таможенного контроля РК, предоставленным LS, из Кыргызстана в Казахстан за январь-сентябрь 2014 года было ввезено более 128 тыс. автомобилей, подавляющее большинство из них – незаконно. Тогда как за январь-сентябрь прошлого года данный показатель составлял 160 тыс. авто.