У бывшего участника «А-Студио» случайно украли песню — авторство хита «Пинг-понг» приписали Байгали Серкебаеву. Но Наджиб Вильданов не в обиде — для него это повод вспомнить былые дни и истоки знаменитой ныне группы. Об этом — наше интервью.
— Первый вопрос. Почему в интернете авторство «Пинг-Понга» приписали не Вам? И так ли это на самом деле?
— Я не знал, что в сети такая неточная информация. Я регистрировал свою музыку. Надо проверить и восстановить статус кво. Автор — я.
— А авторские гонорары вы за нее получаете? Регулярно?
— Да. Регулярно.
— Если не секрет, сколько?
— По-разному. Зависит от количества исполнений и автора, его статуса.
— Давайте ретроспективу сделаем. «Пинг-понг» — это сегодня. А все начиналось с Beatles и Led Zeppelin. Как вы эти пластинки доставали?
— В школе все увлекались этой музыкой. Были ребята, которые собирали винил и записи. И мы всеми правдами и неправдами доставали их. Это были такие гениальные песни. А еще в школе у меня были друзья Кубылан Мусин, Сагнай Абдулин. Мы все жили рядом.
— А где вы репетировали?
— Где угодно. В парке возле 25 школы. Там я учился. Мы называли его «сосновый парк».
— Адрес этого парка?
— Калинина-Дзержинского.
— Именно там, напротив парка, находился КГБ.
— Мы знали. Но ничего плохого не делали. Просто пели, кому-то это нравилось.
— И КГБ вам это спускало? А потом парка вам стало мало?
— Да. Мы стали выступать в школе. На дискотеках. А КГБ ограничивало только большие мероприятия, концерты на ТВ. И гоняли в основном за прически и внешний вид, а в песни не вникали. Английский особо никто не знал. А я английский знал уже со школы. У меня мама преподавала английский.
— Ваша первая группа была создана по госплану — это как-то странно.
— Нас после школы пригласили заниматься художественной самодеятельностью в Институт народного хозяйства. Там создали группу «Норд». В этой группе начинала свой путь Мариамгуль Тулегенова, дочь Бибигуль Тулегеновой. Она была солисткой и нас притянула. Меня, Алибека Днишева и Сагная Абдулина.
— А репертуар какой был?
— Мы пели все. У руководителя группы была жена – казашка. Ей очень нравились старинные казахские песни. И с этого все началось. А когда мы пригласили Талгата Сарыбаева, он привез старинный казахский инструмент, и мы нашу группу так и назвали «Жетиген». Это было в 1973 году. Тогда уже существовал «Досмукасан» и другие группы.
— Скажите, интерес к казахской музыке тогда и сейчас имеет разницу? «Жетиген» вчера и сегодня?
— Мы тогда чувствовали, что именно народная музыка несет в себе культуру. Поэтому нам это нравилось. Сейчас молодежь на такую музыку смотрит по-другому. Это нормально. Ничего не повторяется.
— Как вы относитесь к тому, что сейчас такой музыки мало на радиостанциях, на эстраде?
— Отрицательно. Сейчас много «базарной» музыки. Та, которая раньше звучала на базарах.
— Но базар — это тоже народ?
— Да. Но культуру надо прививать. Здесь есть и хорошее и не очень. В свое время «Ласковый май» тоже звучал, как музыка ПТУ-шника. Но что-то хорошее от этой музыки осталось. Просто имеет значение как эта «базарная» музыка звучит и как преподносится.
— Как вы относитесь к современным аранжировкам казахской музыки?
— Положительно. Просто нужно аккуратно и этично относиться к этой музыке, чтобы не потерять саму ее суть.
— Как вы относитесь к фонограмме? Я, как рядовой слушатель, потребитель, часто слышу негативное отношение к фонограмме. А что тут плохого?
— Суть концерта в обмене энергетикой между исполнителем и слушателем. У фонограммы энергетика художника. Это копия того, что ты чувствовал в тот момент. А на концерте важна энергетика, идущая от народа, который пришел тебя послушать.
— А кто первым начал использовать фонограмму?
— Первые начали использовать на Западе.
— А у нас?
— Ну, я не хочу имен называть. Все использовали.
— Тогда скажите — кто поет вживую? Я слышал, что Киркоров, Басков, не любят давать большие концерты вживую.
— Это может быть оправдано техническими причинами. Или зависит от вокальной формы. Музыкант, как спортсмен, не может всегда быть в форме. Хотя у мастеров оперной и классической сцены, например, Паваротти, никогда не возникает таких вопросов. Они всегда поют вживую.
— Фонограмма расхолаживает артиста. Это то, как мы относимся к своим доходам, работе, обязанностям. В том числе и я. Вы над этим задумывались?
— Потребность в фонограмме появилась недавно. Собрать большое количество людей, оркестр – это очень дорого. Тем более, если репетиции, выступления. А фонограмма это удешевляет. И еще запись дает возможность увидеть свои ошибки, провести работу. Это, когда вживую работаешь. А если на студии пишешь, то там все зализываешь, все слишком хорошо.
— Вы очень много играли в кабаках. Почему считается это делом неблагодарным и не достойным артиста?
— Я просто не пил. Считается, что все музыканты алкоголики.
— А выступать перед жующей публикой ведь неприятно?
— Отчасти да. Но когда хорошо работаешь, на тебя ходят. Когда я работал в «Самале», записывались за неделю, чтобы попасть на наше выступление.
— А той-бизнес, корпоративы?
— Мы этим не гнушаемся. Это тот же народ. Причем попадаешь на ту публику, которая тебя ждет и хочет слышать.
— Город он имеет свое какое-то звучание. Вы можете сравнить, как Алматы звучал в вашу молодость и как сегодня?
— Сейчас есть хорошие музыканты. Но больше тех, кто хочет заработать больше денег. И этим ущемляют свое творчество. Раньше были другие приоритеты. И музыка ставилась во главу угла.
— Какая музыка присуща Алматы?
— Алматы присуща душевность, открытость, непосредственность. Я сразу могу отличить музыку из регионов страны от алматинской. Может, сказывается влияние гор. Здесь у человека душа поет. Это было и в советское время и сейчас.
— Традиционные вопросы. Что вы думаете об Украине?
— Жаль, что страдает простой народ по вине политиканов.
— Сейчас появился такой раскол в обществе, как свой-чужой. В том числе и среди музыкантов.
— Нужно просто проследить связь музыкантов с кланами, которые все это устраивают. А большинство музыкантов этого не поддерживает. И не приветствует борьбу против собственного народа. Думаю, у нас такого никогда не будет.
— Вы еще что-нибудь для «А-Студио» будете готовить?
— У них сейчас сильно изменился стиль. Это то, что я им предлагал раньше. А в то время мы перешли на популярный джаз. И я говорил, эта не совсем наша музыка. А сейчас они вернулись к тому, что я когда-то предлагал. Я всегда был любителем рока, арт-рока, музыки Beatles.
— Какие из современных групп вам нравятся? В том числе и зарубежных?
— Очень нравится Джон Ньюман, особенно последняя вещь.
— Fat Boy Slim, Black Eyed Peas?
— Да, нравятся, с удовольствием слушаю. Beyonce нравится, но не все.
Видеоверсию можно посмотреть здесь.