Информация «Казашки и хиджаб: история вопроса по материалам архива Конгресса США», опубликованная на нашем портале, вызвала острую дискуссию среди наших читателей.
Если одни твердили, что хиджабы — одежда не свойственная казашкам, то их оппоненты доказывали обратное. Чтобы расставить все точки над «і» мы обратились к специалисту — руководителю центра этнологии Центрального государственного музея РК, кандидату исторических наук, этнографу Досымбеку Катрану (на фото).
— Хиджаб — не традиционная одежда казахской женщины. Кимешек шылауш, возможно, похож на хиджаб. Но не все женщины носят их, а только замужние, которые имеют детей. В сравнении с другими среднеазиатскими народами, у казахов незамужние девушки не покрывали волосы, лицо. Обычно, они носили такия, борик и другие головные уборы, но волосы держали открытыми. Следовательно, хиджаб — не традиционная одежа казахов. Это новое веяние в казахской культуре, которое пришло извне, — говорит этнограф.
По словам Д. Катрана, в ходе исследований ученые натолкнулись на такой интересный момент: артефакты и другие исторические источники свидетельствовали, что кимешек существовал и до прихода ислама в казахскую степь. Он служил одеждой, которая охраняет женщину от сглаза, своего рода оберегом. Выходит, кимешек шулауш — это древний головной убор казахских женщин.
Традиционная одежда казахской женщины не только обусловлена климатическими и природными условиями кочевой среды. В ней отражены древние обычаи и обряды, следовательно мировоззренческие взгляды кочевников.
— Одежда казахской женщины, особенно головной убор, обозначала возраст женщины, подчеркивала социальный статус в кочевой среде, — продолжает Досымбек Катран. — Конечно, все женщины и девушки, и молодые и взрослые, должны покрывать головы. Особенно, этот канон соблюдался во время приготовления пищи. Все женщины и девушки должны носить платок, что обусловлено требованиями гигиены.
В традиционной казахской среде царило трепетное отношение к женщине, особенно, девушкам, к ним относились, как гостьям в родительском доме. Казахи считали их символом красоты и искренне верили, что женщины, особенно, девушки, более подвержены сглазу. Поэтому молодые женщины всегда должны были носить платки. А после замужества, когда появляется первый ребенок, должны носить так называемый кимешек шылауш. В нем открытой остается только лицевая часть.
Необходимо отметить, кимешек шылауш не только головной убор — он считается и верхней одеждой, которая помимо головы, покрывает еще и плечи от задувания ветра.
Другие виды одежды, нательные например, камзол, платья, в традиционной среде были длинной ниже колена. Под платьем женщины носили нижнее белье, так называемый иштен. Они тоже были длинными. Женщина не должна была показывать ноги, всегда носила носки, и поверх них традиционную в степи обувь — кебис и маси. Все они соответствовали этикету, нормам кочевой среды казахов.
Жаулык, особый вид платка, который замужние женщины носили до рождения первого ребенка вместе с саукеле. Саукеле, как все знают, представляет собой свадебный головной убор. Его носят начиная с проводов из родительского дома, когда невеста уезжает из дома, до рождения первого ребенка. А как только на свет появляется первый ребенок, меняется социальный статус замужней женщины, и она начинает носить кимешек шылауш. Это означает что она уже мать, и должна следовать новым правилам этикета и нормам.
— А что касается мужской казахской одежды, всегда была длинная. И штаны и рукава чапана, камзола, бешпента. Почему, например, некоторые сегодня носят штаны выше щиколотки? Это не свойственные казахам штаны. Они были всегда длинными, их заправляли в сапоги, носили поверх сапог. А коротких штанов у казахов не существовало, это явление, пришедшее извне, — подытожил Д. Катран.
http://youtu.be/H2G3OQFPycU