Начало августа ознаменовалось новым политическим событием – стало известно, что 1 октября состоятся выборы в сенат парламента. А пока эксперты размышляют о механизмах выборов в верхнюю палату парламента и причинах активизации партии «Нур Отан».
В связи с истечением срока полномочий действующих до сих пор сенаторов, 2 августа началась процедура выдвижения кандидатов в депутаты сената парламента Казахстана. Об этом на специальном брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК заявил председатель Центральной избирательной комиссии Куандык Турганкулов. Советующий указ «О назначении выборов депутатов сената парламента РК 1 октября 2014 года» подписал президент Нурсултан Назарбаев.
По информации Центризбиркома, выдвижение кандидатов продлится до 31 августа, регистрация будет проходить до 11 сентября, а предвыборная агитация — с 12 по 29 сентября. Итоговое голосование состоится 1 октября текущего года. «На сегодняшний день избирательные комиссии у нас работоспособны. Корпус выборщиков и избирательные комиссии полностью к избирательной кампании готовы. Все комиссии укомплектованы», — сообщил на прошедшем в Астане брифинге Куандык Турганкулов и добавил, что маслихатами избираются 33 кандидата.
Впрочем наверняка, все же стоит напомнить, что всего в сенате парламента 47 депутатов, из них 15 — назначаются главой государства, 32 – избираются маслихатами (по два человека от каждой области, Астаны и Алматы). Депутаты сената избираются сроком на шесть лет, а каждые три года переизбирается лишь половина сенаторов (16 человек).
На проведение выборов в Сенат из республиканского бюджета выделено 136 миллионов тенге, кроме того, каждый из кандидатов имеет право создать свой избирательный фонд — около 14 миллионов тенге. Кроме того, по словам Куандыка Турганкулова, каждый кандидат должен внести на специальный счет ЦИК в виде депозита избирательный взнос не менее 300 тысяч тенге, а также сдать в налоговые органы декларацию о своих доходах и об имуществе. Глава Центризбиркома также напомнил, что кандидат в сенаторы должен быть гражданином РК в возрасте более 30 лет, имеющим трудовой стаж не менее 5 лет, в течение последних 13 лет живущий в регионе, от которого избирается. При этом кандидат в сенаторы должен получить в соответствующем областном маслихате поддержку 10% депутатов.
Итак, похоже, летнее сезонное затишье казахстанской политической сферы, наконец, разбито. И конечно, «новость дня» не осталась без обсуждения в социальных сетях и изголодавшихся по хорошим политическим событиям СМИ. Отечественный пул аналитиков стал выдвигать всевозможные версии происходящего и строить прогнозы на ближайшее будущее. Эксперты от масс-медиа стали рассуждать о месте и роли верхней палаты в истории отечественного парламентаризма. При этом одни с определенной долей критики подчеркивают, что «механизм формирования депутатского корпуса сената в немалой степени обуславливает его плохо скрываемую аффилированность с верховной властью и исключает даже намек на политическую конкуренцию», другие, напротив, открыто заявляют о назначаемости депутатов в сенат парламента.
«Для того чтобы повысить эффективность работы депутатского корпуса, необходима конституционная реформа, целью которой была бы кардинальная структурная реорганизация парламента. Желательно, чтобы данная реформа предусматривала бы упразднение сената как фактически дублирующий мажилис орган», — советуют в свою очередь пользователи сети, ссылаясь на то, что верхняя палата парламента чужда для такого унитарного государства . как Казахстан, и была навязана нам в 90-е годы США.
Что ж, возможно, наличие и необходимость такого законодательного органа как сенат и роль его в общественно–политической и социально-экономической жизни общества — вопрос действительно спорный. Однако, как отметил в комментариях для 365info.kz политолог Талгат Мамырайымов, во время транзитного периода верховной власти, последней просто необходимо усиление роли парламента и в частности его верхней палаты:
— Политическая элита понимает, что в период трансформации политического режима необходимо готовить площадку для будущего главы государства, который вряд ли будет обладать той харизмой, опытом и силой, которыми обладает Нурсултан Назарбаев, — заметил политолог. В этой связи, считает г-н Мамырайымов, роль сената парламента выходит на первый план.
Априори любое, даже самое спорное мнение, как говорится, имеет право на жизнь и заслуживает внимания. Вы, конечно, можете с ним не соглашаться и выдвигать свои версии к заявленной теме. Но здесь определено важно не забыть о том, что согласно Конституции РК, именно глава верхней палаты парламента является вторым лицом в государстве. И если хотя бы гипотетически предположить, что верхние эшелоны казахстанской власти действительно готовятся к возможной передаче последней, то вполне логично будет допустить и мнение о том, что для осуществления этого им понадобится абсолютная подконтрольность верхней палаты парламента. «Поэтому в сенат пройдут депутаты, абсолютно лояльные действующей политике власти и ее планам на будущее», — резюмирует Талгат Мамырайымов.
В этой связи, как уже было отмечено, на первый план выдвигается фигура, до настоящего времени находившаяся в тени, главы сената парламента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, который, кстати, фактически в течение 10 лет занимал должность министра иностранных дел Казахстана (1994-1999, 2002-2007).
Примечание: Касым-Жомарт Токаев в качестве председателя сената парламента Казахстана в 2008 году был избран вице-президентом парламентской Ассамблеи ОБСЕ.
В марте 2011 года генеральный секретарь Организации Объединенных Наций объявил о своем решении назначить Касым-Жомарта Токаева заместителем генсека ООН.
В принципе, многие аналитики считают Касым-Жомарта Токаева действительно оптимальной фигурой в так называемый транзитный период, причем, не только в силу его международных связей, но и в силу его политических позиций среди казахстанской элиты. Правда, пока не совсем понятно, каким образом в случае необходимости будет преодолена коллизия юридических норм. Ведь согласно Конституции РК, кандидат на пост президента последние 15 лет должен жить в Казахстане, тогда как г-н Токаев прожил более 2-х лет за рубежом. Хотя, возможно, на него не будет распространяться этот принцип экстерриториальности.
Вместе с тем, в народе ходят слухи о том, что вслед за выборами в сенат парламента последуют и внеочередные выборы в мажилис. Но, откровенно говоря, пока каких-либо серьезных предпосылок для этих выборов нет. Хотя, конечно, многое, как любят поговаривать отдельные отечественные политологи, зависит от настроения одного лишь человека. Другое дело, если задуматься об очередном усилении парламента. Ведь если с учетом выше озвученных обстоятельств его роль будет усилена, то сама собой возникает необходимость в его укреплении. С другой стороны, позиции власти и так достаточно прочны, поскольку в нижней палате парламента 83 депутата представляют крупнейшую пропрезидентскую партию «Нур Отан», что составляет 80,99% из общего числа мажилисменов.
Однако, если внимательно проследить действия «Нур Отана» хотя бы за первые два летних месяца – в период политического затишья, то просто нельзя не заметить эдакую ненавязчивую электоральная активность. Так, к примеру, в регионах страны открываются консалтинговые центры, ведется активная работа с недавно принятой антикоррупционной программой, организовываются детские футбольные матчи среди дворовых клубов, наконец, можно увидеть, как усиленно проводится работа по развитию позитивного имиджа партии, позиционирующей себя истинно народной партией.
Все это заставляет задуматься, ведь даже на первый взгляд выглядят эти действия совсем неслучайными, а случайности, как говорил некий мудрый мультяшный герой, действительно, не случайны.
Мадия Торебаева