Вся Америка и весь мир следят за развитием ситуации в городе Фергюссон, штат Миссури, где полицией, при пока неоднозначно трактуемых обстоятельствах, был застрелен афроамериканский юноша Майкл Браун. При всей своей трагичности эта история — лишь очередное проявление неискоренимой проблемы США, — скрытого социального напряжения среди афроамериканского населения, из поколения в поколение впитывающего недоверие к государственной Системе, что временами оборачивается крайне трагическими последствиями. Даже сегодня, когда в Белом доме сидит первый чернокожий президент.
Некоторые из самых значительных американских уличных беспорядков в истории США:
Бунт нью-йоркских призывников (13-16 июля 1863 г.) — самый первый городской уличный, но не этнический, как стало обыкновением после него.
В то время США находились в состоянии гражданской войны. Военные машины и северян, и южан требовали больше солдат и в 1863 г. американский Конгресс принял первый в истории США акт о воинской повинности, предусматривающий, при этом, возможность купить освобождение за 300 долларов США. Для представителей не привилегированных классов общества, эта сумма тогда была совершенно неподъемной.
Когда подошло время призыва, начался уличный бунт, который продолжался три дня. По разным подсчетам погибли от 120 до 2000 человек. Бунт, кстати, отражен в фильме Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка».
Лос-Анджелес 60-х г.г. был рассадником расизма, как впрочем и вся Америка.
10 августа 1965 г., один из белых сотрудников патрульно-дорожной службы Калифорнии остановил и арестовал афроамериканца за вождение в нетрезвом виде. Вокруг стала собираться толпа, напряжение стало нарастать и достигло апогея, когда тот же офицер арестовал брата и мать нетрезвого водителя. В кварталах района Уоттс вспыхнули беспорядки. Пожары, насилие, драки с полицией и мародерство. Такой же по размаху бунт случился в Лос-Анджелесе много позже — в 1992 г.(см.далее). В город ввели Национальную гвардию. Погибло 34 человека, 2000 ранено и более 4000, арестованы.
Все началось с обычного для того времени инцидента — двое белых копов арестовали таксиста, за то, что проехал мимо них каким-то неподобающим образом и сопроводили его в свой участок, предварительно обездвижив привычным способом — наручники, дубинки и политически некорректные термины, адресуемые цвету кожи. В участок его уже занесли — чтобы потом вынести на носилках и увезти в больницу, где позже было объявлено о его смерти в условиях медицинского учреждения. Этому никто не поверил и все посчитали, что таксиста в полиции попросту добили. Бунт продолжался практически неделю. Было убито 26 человек и еще сотни ранены.
Тогда мало обращали внимания на тот факт, что в среде афроамериканцев вызревает злоба, и не только на полицейский произвол. Оформилось недоверие ко всей американской системе общественных ценностей и отношений, в целом. Эту озлобленность и плохо сдерживаемую агрессию смог, хотя на время и не везде, обуздать легендарный лидер-просветитель афроамериканского движения за права и свободы -преподобный Мартин Лютер Кинг, который стал действовать от обратного — принял идеологию борьбы другого вождя восставшего народа, Махатмы Ганди. Мартин Лютер Кинг взял курс на обращение гнева черной Америки в ненасильственный протест.
Открытые лекции и публичные проповеди Кинга собирали тысячи и тысячи людей. В применении к американской реальности 60-х г.г., с ее движением «хиппи», рок-музыкой, протестами против войны во Вьетнаме и против насилия вообще, философия Кинга постепенно становилась единой идеологией выживания для афроамериканцев и стала чем-то совершенно новым и притягательным для пресыщенной белой Америки. Все оборвалось 4 апреля 1968 г., когда неустановленный снайпер застрелил Мартина Лютера Кинга.
Сказать, что убийство Кинга вызвало возмущение и повергло Америку в скорбь — это не сказать ничего. Если в Нью-Арке протестовали доведенные до отчаяния, но все еще не совсем «политически подкованные» люди, то после Кинга они уже знали, куда им двигаться и как. Убийство черного вождя развернуло в другую сторону афроамериканское население от прививаемых им доктором Кингом идеалов братства и ненасилия.
Ярость за оборванную мечту вспыхнула в более чем 60 крупных и средних городах. В Вашингтоне беспорядки продолжались четыре дня и толпы разъяренных афроамериканцев были остановлены в каких-то двух кварталах от Белого дома. На город Балтимор правительство бросило 5000 солдат с легендарной базы американского спецназа Форт-Брэгг. В Чикаго участники беспорядков установили рекорд — учинили разрушения, грабежи и пожары, в 30 кварталов города. Для поддержки полиции в город была введена Национальная гвардия.
Отдельного описания заслуживает то, как кризис был решен в Бостоне. И не потому что там больше всех стреляли и жгли. Скорее наоборот…
Город был в напряжении и ожидании мародерства и погромов. К тому времени, свежеизбранное и прогрессивно мыслящее руководство страны успешно провело десегрегацию школ и Бостон стал одним из первых городов, где черные и белые американцы стали учиться вместе. Тем не менее, некоторое время расовая ситуация оставалась прежней. Белое население проживало в южной части, а черное — преимущественно в районе под названием Роксбери. Вспоминает Том Виккерс, музыкальный журналист родом из Бостона: «Если ты был черным и вдруг забредал «на юга», а потом приходил домой живым, то тебя считали счастливчиком. То же самое можно сказать и про белых — мало кто из них выходил из Роксбери если не живым, то хотя бы невредимым. Когда убили Кинга белые стали бояться, что придут черные и разорвут их кварталы на части».
Отдельного напряжения добавляли предстоящие гастроли другого вождя черной Америки — патриарха музыки в стилу «соул», «фанк» и «ритм-энд-блюз», обладателя дикой афро-шаманской энергетики и пластики Джеймса Брауна, который вне сцены был еще и знаменит своим буйным нравом и криминальными наклонностями, причем с детства. Отцы города серьезно подумывали об отмене концерта на стадионе, способном предложить сидячих мест, как минимум для 14000 разочарованных последователей Кинга.
Бывший мэр Бостона Стивен Уайт вспоминает: «Мы думали придет не менее 20 000 человек, причем все — молодежь… Все могло бы стать слишком эмоциональным, и были бы большие проблемы.»
Примерно в 9 часов вечера 5 апреля, т.е. на следующий день после убийства Кинга, Джеймс Браун вышел на сцену и рядом был мэр города. Мэр произнес следующие слова: «Я тут сегодня, как и Вы пришел послушать Джеймса. И попросить вас о помощи. Я прошу Вас остаться тут и сделать так, чтобы мечты Кинга реализовались у нас в Бостоне»
А потом вышел Браун, весь в черном. «В тот вечер был не просто концерт. Был эмоциональный надрыв. Браун был полностью погружен в реальность момента и отдавался на 110 процентов.» (Виккерс)
Какой-то черный парень залез на сцену, и белый коп оттолкнул его в зал. Казалось вот оно… Концерт шел в живом эфире и вся Америка могла бы увидеть побоище, как оно есть. Браун попросил офицеров полиции удалиться и пожал руки одному из юношей, залезших на сцену. А потом сказал свою легендарную речь миротворца.
«Из-за Вас я плохо выгляжу…Вы не честны по отношению к себе и нашей расе. Я попросил полицию отойти, потому что прикинул, что среди своего народа пользуюсь уважением. Я не понял… Мы вместе или как? Ну все, давай-давай, поехали...» И запел.
В тот вечер горела столица Америки, горел Детройт, Нью-Арк и еще более 60 городов, а Бостон молчал. Где-то лет через 30, сюда приехали первые питомцы образовательной программы Президента РК «Болашак» и весьма изобретательно и символично окрестили этот милый, зеленый и очень расово-толерантный город «Бостандыком».
К 1971 году, идеалы социального равенства и ненасилия утеряли первичный флер новизны и на сцену вышли привычные формы реакции черного сообщества Америки на социальную несправедливость — криминальные. Один характерный случай бунта 70-х — это побоище в тюрьме «Аттика», Нью-Йорк. Тюремщики-сатрапы в один день решили урезать некоторые атрибуты тюремной жизни и стали выделять заключенным всего одно посещение душа в неделю и один рулон туалетной бумаги на месяц.
В августе в Калифорнии был застрелен заключенный, пытавшийся сбежать из тюрьмы «Сан-Квентин». Этим воспользовались черные «законники», которые дали приказ «разморозить» Аттику. 1000 заключенных обманув бдительность охраны и взяли в заложники 33 тюремщика. Потом были бессмысленные переговоры и такой же штурм с применением большого количества слезоточивого газа, за которым спецназ не разобрал своих-чужих и застрелил 9 заложников и 48 заключенных. До сих пор спорят, кого убили спецназовцы, а кого и свои же, под шумок…
Родни Кинг, чернокожий американец находящийся на условно-досрочном освобождении на большой скорости уходил от полицейской погони. Его догнали, извлекли из машины и избили. Избиение зафиксировала полицейская видеокамера. Фигурантов погони и брутального задержания обвинили в превышении полномочий.
Такой вердикт не понравился афроамериканскому населению Лос-Анджелеса. К нему присоединились многочисленные представители южно-американских гетто. Тот бунт запомнился, например, зверским убийством белого водителя-дальнобойщика Реджинальда Денни, смерть которого также попала на видео и транслировалась по всему миру. Пожары распространились на большую часть города. Было убито 53 человека, 2000 ранено. Ущерб оценен в 1 миллиард долларов США.
Тогда в Сиэтле намечалось 3-дневное совещание Всемирной торговой организации. Оно и стало целью антиглобалистов, которые протестовали против эксплуатации рабочего человека капитализмом.
30 ноября анархисты из организации под названием «Сеть прямых действий» весьма эффективно перекрыли ключевые улицы и перекрестки города. Делегаты не смогли проехать к месту совещания. Имели место погромы витрин и оскорбления полиции. Было арестовано 600 человек, некоторых прилично избили, но анархисты цели своей добились — совещание было сорвано.
Расовые проблемы копились в этот штате годами. 7 апреля 2001 г., полиция застрелила 19-летнего, убегавшего от нее Тимоти Томаса. Следствие установило, что действия оперативников были неадекватны ситуации и они не дали Томасу достаточно времени, чтобы понять, в чем был смысл их требований.
В ту ночь у здания мэрии скопилось свыше 200 человек. Их разогнали, но они рассеялись по городу и продолжили протест, но в более привычной форме, с актами насилия и вандализма. Протест длился месяц, приобретая то активные, то вялотекущие формы, пока офицера, застрелившего Томаса не привлекли к уголовной ответственности.
Во вторник, 19 августа полиция города Сент-Луис, штат Миссури, т.е. в том же штате, который на данный момент охвачен страхом из-за ситуации в Фергюссоне, застрелила еще одного афроамериканца. Говорят, махал ножом перед носом полицейских.
Боже, храни Америку!….