Мы собрали немного удивительных данных, которые помогают понять: почему заниматься футболом в Казахстане хорошо.
На днях сборная Казахстана по футболу одержала натужную победу в товарищеском матче над таким грандом, как команда Таджикистана. Страна-соперница, опережающая нас в рейтинге ФИФА, по слухам, не имеет у себя ни одного клуба с бюджетом более миллиона долларов. И в то же время такими миллионными бюджетами в Казахстане располагают даже команды первой лиги. Так по каким правилам живет казахстанский футбол?
Если хотите смутить или разгневать руководителя футбольного клуба, финансирующегося из бюджета (а таковых у нас 90% клубов такие), спросите его о том, сколько средств вливают в то, чтобы 11 парней пинали мячик. Ответы будут отличаться удивительным разнообразием. Начиная с традиционного «не твое дело», аналогичным – но зато дипломатичным – «это конфиденциальная информация», заканчивая оригинальным «в стране и без этого хватает проблем».
Пару лет назад мой коллега из одного республиканского издания отослал массу редакционных запросов руководителям всех клубов премьер-лиги в количестве 16 шт. Ответ пришел только от гендиректора алматинского «Кайрата». И то только потому, что тогда в клубе уже был спонсор – частная компания.
Одна из главных тайн казахстанского футбола – сколько получают люди из вида спорта, занимающего 140-150 места в рейтинге ФИФА. Потому что как только настоящие данные об истинных бюджетах и зарплатах станут открытыми, граждане быстро сопоставят: какой есть выхлоп и сколько на эти средства можно построить детских садиков.
Поэтому здесь все играют в молчанку.
Если бы у меня была вторая жизнь, я бы ни за что не прожил ее в Простоквашино. Что мне делать в этой дыре? Лучше бы я стал футбольным агентом. И хотят не так давно ФИФА упразднила институт агентства, эти люди будут всегда рядом от футбола, с его колоссальными средствами.
В сущности, ФИФА приняла два постановления. Теперь обиженные клубами агенты (или посредники) не смогут выбивать деньги через футбольные органы – палаты по разрешению споров местных федераций или ФИФА. Кроме этого установлена планка агентского вознаграждения: $2 млн .
К счастью, футбольные клубы в Казахстане не настолько слились в экстазе с бюджетными средствами, чтобы вываливать на агентов такие суммы. Но и без этого посредникам в отечественном соккере грех жаловаться. По данным из открытых источников, известно: за подписание костанайским «Тоболом» вратаря Бекбаева агент голкипера получил 50 тысяч долларов! На следующей неделе в городском суде Павлодара начнется процесс, в котором представители ФК «Иртыш» попытаются оспорить у российского агента Пузанова суммы компенсаций за некоторых игроков. Примечательно, что деньги агент должен был получить еще и за двух футболистов, которые…уже до этого играли в клубе! Суммы, которые «Иртыш» должен выплатить в качестве компенсации, фигурируют разные: от $365 тысяч до $400 тысяч.
Олимпийский чемпион по боксу, великий спортсмен Серик Сапиев как-то рассказал о забавном эксперименте. Он с друзьями боксерами подсчитал, что на зарплату одного игрока карагандинского «Шахтера» можно год кормить сборную Карагандинской области по боксу.
Но если достижения Серика известны всему миру, то регалии у казахстанских клубов и национальной куда более скромные.
При этом представители самого богатого вида спорта обожают…жаловаться!
Почитайте интервью тренеров-гендиректоров-спортивных директоров – игроков после поражений. Вы, скорее всего, услышите непременную отсылку на нехватку опыта, качественных полей, отсутствие нормальной инфраструктуры, молодых кадров, жуткую работу зловредных судей, нехватку терпения у болельщиков. И т.д и т.п. и др.
Почему-то таеквондисту Арману Чилманову, который готовился в условиях явно не лучших, ничто не помешало стать бронзовым призером Олимпиады. Но в нашем футболе всем мешает все.
В этом году костанайский «Тобол» получил от своего региона 890 млн тенге, а павлодарский «Иртыш» и вовсе более миллиарда. Но означает ли это, что эти команды успешно играют? Нет! Кызылординский «Кайсар» со скромным бюджетом в 355 млн пробился в первую шестерку команд, которые продолжают борьбу за медали. «Иртыш» и «Тобол» — нет.
В прошлом году большой миллиардный бюджет был у уральского «Акжайыка». Правда, часть средств должна была уйти на погашение долгов за 2012 год. Но много денег – не всегда хорошо. И нынешний сезон «Акжайык» встретил не в элите казахстанского футбола, а в первой лиге.
Звучит смешно, но в казахстанском футболе клуб, который играет в элите, может иметь бюджет меньший, чем команда в высшей лиге. И при этом оба коллектива представляют один и тот же регион! Но это правда.
Семипалатинский «Спартак» получит от Восточно-Казахстанской области 440 млн тенге для участие в премьер-лиге, а коллектив первой лиги — устькаменогорский «Восток» — имеет бюджет в размере 451 млн!
Когда в ноябре завершается футбольный сезон, в кулуарах начинают шушукаться. Темы традиционные: придет ли к ним аким, любящий футбол, сколько выделят на трансферы, «лимитчики» требует особых условий и прочая, и прочая.
При этом разговоры не идут о том, чтобы у футбольных богатеев появилась нормальная база, как в Таразе, или клубный автобус, как у «Кайрата». Многие клубы, как «Актобе» (в прошлом году бюджет 1,4 млрд тенге) играют на полях, которые соперники из Европы за таковые не считают. Представители румынского «Стяуа» и вовсе заявили румынским СМИ, что футболисты «Актобе» себя не уважают, раз соглашаются играть в таких условиях.
Что на это может ответить среднестатистический руководитель футбольного клуба? Полагаю, что ответ будет таким: «надо увеличить бюджет!»