Вряд ли гнетущие душу новости с Украины могут выбить почву из-под ног президента России Владимира Путина.
Гибель малайзийского рейса 17 — несомненно от рук сепаратистов, прикрываемых Россией, и леденящие кровь кадры с места крушения повергли мир в шок. После месяцев топтаний на месте лидеры Запада ввели решительные экономические санкции против России. Сами по себе сепаратисты отступают, они побиты и окровавлены. Г-н Путин, очевидно, загнан в угол. Но тогда, почему нервничают лидеры Запада?
Потому что загнанный хищник непредсказуем. Вот хорошо запоминаемый отрывок из квази-автобиографии русского президента «Первое лицо» (2000), в которой есть все, что надо знать. Г-н Путин рос в обветшавшем доме в Ленинграде, где гонялся с палкой за крысами: “…как-то я заметил огромную крысу и гнался за ней, пока не загнал ее в угол. Бежать ей было некуда. И вдруг она кинулась на меня. Я был удивлен и испуган. Теперь крыса гналась за мной.”
Рискованные и стремительные передвижения Путина удивили многих наблюдателей, включая меня. Аннексия Крыма, выстраивание современной русской внешней политики по принципу «защиты русского мира» (кодовая фраза для легионов русскоговорящих людей, разбросанных по обширным территориям бывшего СССР, и, наконец, привлечение маргинальных фигур, например, ультранационалистов, виртуозов-мошенников в области организации финансовых пирамид, и ничего из себя не представляющих бандитов для организации мятежа на востоке Украины). Все это не представлялось правдоподобным, пока не случилось.
Даже сейчас, спустя шесть месяцев с начала кризиса, лидеры Запада не имеют никакого представления, насколько далеко зайдет г-н Путин в Украине. Недавно президент Обама выражал обеспокоенность, что г-ну Путину следовало бы искать дипломатических способов решения вопроса и высказался, что «люди не всегда поступают рационально.”
К сожалению, тут, возможно, имеет место влияние неких более коварных факторов, нежели просто иррациональность. Использование санкций, как основного инструмента для наказания и сдерживания России создало ситуацию, в которой г-н Путин, вполне разумно может подумать, что целью Запада является то, чего он сам давно ожидает — смена режима в России, не только в Украине. И тогда он подумает, что отступать не может. Некуда.
Но даже если бы западные правительства захотели искать тихого компромисса, не было бы ясно, с кем в Москве они могли бы поговорить. Практически все важные фигуры в структуре власти России попали в санкционные списки. Телефонные переговоры Обамы и Путина, за которыми внимательно наблюдают аппараты министерств иностранных дел обеих стран, не стали площадкой для реального обмена жестами.
За неимением лучших вариантов западные режимы, кажется, решили поставить на то, что Украина сама «окровавит нос» России, после чего с течением времени сложатся более плодотворные условия для дипломатических процессов. Санкции и вся политика Запада в отношении России основаны на надежде, что с течением времени г-н Путин сменит курс или утеряет поддержку элит и простого народа.
Время, к сожалению, работает не на Запад, не на Украину. Москва еще раз стягивает войска к границам и растет страх, что г-н Путин примет решение о военном вмешательстве. Даже самые суровые санкции против государственного банковского сектора России обретут эффект только с течением времени, учитывая российские резервы свободно конвертируемой валюты и низкую потребность России в рефинансировании. Чем дольше длится война, тем затруднительней будет поддержка опустошенной и расстроенной экономики Украины, особенно с учетом приближающихся осени и зимы. В случае падения запредельной народной популярности г-на Путина и националистического сентиментализма, Кремль попросту обвинит иностранных врагов во всех экономических трудностях России.
Предотвращение установления Россией своего протектората на востоке Украины или поддерживания там замороженного конфликта является срочной и достойной целью. И нам надо ответить на вопрос: не слишком ли рискован данный курс? Нашим незамедлительным приоритетом на данный момент должно стать стремление восстановить реальный канал общения с г-ном Путиным и его внутренним кругом. Мы все еще не знаем, чего они хотят.
Напоминая г-ну Путину, что ему не следовало бы недооценивать выбор Запада и Украины, президент Обама мог бы отметить стоимость дальнейшей эскалации конфликта для России и положить на стол три пакета предложений, предварительно согласованных с Киевом. Первый пакет — это установление долговременного и контролируемого режима прекращения огня под юрисдикцией ООН или ОБСЕ, в связке с усиленным контролем государственной границы с целью отсечения дополнительного военного содействия сепаратистам.
Второй пакет предусматривает интересы групп, поддерживаемых Россией: Киев мог бы согласиться принять на себя обязательство передать часть власти региональным администрациям, защитить русский язык и создать условия для прямых местных выборов руководителей.
Третий пакет предложений — это установление диалога между Россией и Западом на предмет будущего Украины. Даже настолько различные по идеологии геостратеги, как Бжезинский и Киссинджер, в унисон говорят, что для блага обозримого будущего миру следовало бы предусмотреть некий нейтралитет.
Конечно же, г-н Путин может и не быть восприимчив к таким идеям, но г-н Обама может напомнить ему, что военное содействие США Украине и расширение НАТО до границ России — лишь вопрос времени.
Любое реальное решение украинского кризиса потребует от Киева и Москвы дать друг другу больше пространства для политических маневров и урегулирования таковых, а также форсировать процесс долгосрочного урегулирования политических, экономических и энергетических связей, в котором Запад никого подменить не сможет. В то же время, возможности и желание г-на Путина сеять хаос в Украине и даже распространить его еще дальше, например в Прибалтику, в ближайшем будущем не пропадут. Нам это надо помнить, даже если мы уверуем в его безусловное поражение.
Эндрю Вайсс (Andrew S. Weiss) — вице-президент по исследованиям в Фонде мира Карнеги, директор по делам России, Украины и Евразии Национального совета по безопасности в администрации президента Клинтона.