Большинство успешных павлодарцев похожи на классиков русской литературы — они предпочитают жить в Нью-Йорке, Астане, Лондоне, Москве, и оттуда ронять скупые мужские и быстрые девичьи слезы по малой родине. Например, наша гордость — Куат Есенов, чемпион всемирной олимпиады по математике, работает в знаменитом Массачусетском технологическом институте (МТИ) в США.
При этом, любимая тема ностальгии — на пенсии вернемся к «родным пепелищам», однако возвращенцев, по статистике наберется не более 10%. На новых местах их цепко держат за ноги свой бизнес, банковские счета, дети, внуки и неоплаченные штрафы за нарушение ПДД.
Сразу предупреждаю, как потомственный баянаулец, я не могу писать объективно о своей малой родине — только с застенчивой любовью.
Итак, средний павлодарец образован выше среднего, интернационален по духу, одинаков хорошо режет правду-матку в глаза и упитанную лошадь на зиму. Он мастерски владеет охотничьем оружием, спиннингом, компьютером, одной автомашиной, русским языком, и до сих пор помнит, почему Екатерина из «Грозы» бросилась с обрыва. Недостатки — это продолжение достоинств. По этой же причине, большая часть павлодарских казахов не блестяще владеет родным языком., кроме, пожалуй, жителей Майского и Баянаульского районов.
Но вот парадокс — зато павлодарец говорит очень близко к литературному казахскому языку, поскольку нет влияния родственных тюркских языков. А, к примеру, у шымкентцев, искренне считающие себя йодированной солью земли казахской, разговорный язык процентов на 30 состоит из узбекских слов и фраз.
Но вначале о некоторых цифрах и фактах. Павлодарщина — это 7% промышленности страны, 70 % добычи угля, 40 % электроэнергии и нефтепродуктов. Средний павлодарец сегодня — это доход 64903 тенге в месяц на душу, среднемесячная номинальная зарплата 100499 тенге. В области проживают 754 тыс.человек и лишь 21,3 тыс. безработных или 4,9% к численности экономически активного населения.
Павлодарцы по ментальности делятся на субсоциумы. Вот, к примеру, мои земляки баянаульцы — об их скромности просто легенды ходят ( и они сами авторы большинства из них). Отдыхающие на озере Жасыбай (жемчужина страны, к слову) наивно спрашивают — «А почему у вас нет вершин, названных в честь знаменитых земляков»? Истинный баянаулец потупит глаза и ответит скромно-горделиво: «Если в честь каждого выдающегося ученого или поэта, вышедшего из нашего района назвать по вершине, то пришлось бы переименовать все известные пики от Монблана до Эвереста».
Кстати, безвременно ушедший знаменитый киноактер Александр Белявский — Фокс из «Места встречи изменить нельзя…..», в 70-ых годах волею судеб оказался работником баянаульском Доме культуры. Об этом он сам рассказал в интервью газете «Караван». Так что в Баяне имеют полное право поставить около ДК фигурку Фокса, беседующего с лохом Шараповым — это предложение местному акимату. Туристы будут пищать от восторга.
Собственно и в самом областном центре, где ни бросишь окурок, найдешь баянаульский след — кинотеатр, театр, кафе, спорткомплекс, улицы академика Сатпаева, Шокина, Торайгырова … И вдруг натыкаешься на главный проспект — имени Кутузова! Как же так — почему не Баянаул?!
Все дело в деликатесах — казахи ели конину, потому что эта была самая быстрая походная еда — фаст-фуд на копытах, так сказать. В старину овцы и коровы не поспевали за кавалерией в походах. А французы пристрастились к казы и чужуку в войне 1812 года поневоле. Вот почему проспект имени Кутузова: фельдмаршал приучил французов любить казахский деликатес — конину. Впрочем, это мое личное мнение, некоторые ученые со мной не согласятся.
Несколько слов о других видных субпавлодарцах — ермаковцах, они же аксуйцы. Этот промышленный город Аксу, дает 75 % ферросплавов страны , раньше назывался Ермаком. Но причем тут знаменитый разбойник Ермак, имевший российское подданство? На самом деле это местечко основал незаслуженно забытый казахский батыр Ермек, которого по ошибке ( по ошибке ли?..) царские паспортисты записали под именем Ермак. Так вот аксуйцам энергии и метала в голосе и в легких не занимать. Ходят слухи, что иные аксуйцы даже звенят, когда проходят через рамки металлодетектора в аэропорту. Выжить им помогает спорт. Например, они любят сплавляться по рекам. Этот вид спорта так и называется — спортивный ферросплав. Ну и конечно, аксуйцы уварены, что они кормят всю область, а праздный Павлодар гоняет балду за их счет.
А вот еще парадокс субкультуры — В 70-ые годы Павлодарщина была не только всесоюзной стройкой, но и всесоюзной зоной. Так, в Экибастузе на 70 тыс. жителей приходилось 15000 заключенных, в Павлодаре — 20 тыс. зеков на 200000, в Ермаке — 10 тысяч на 50000. К тому же, многие из них выйдя на свободу, оставались в нашей области. Понятно, что нравы были еще те — обрез, кастет, цепь были верными друзьями молодежи. И все же, несмотря на такое наследство , Павлодарская область по «понятиям» никогда не жила и не живет. Воровская «культура» так и не смогла пустить здесь свои корни. Это «красная область», в хорошем смысле слова.
А это Экибастуз. Все как полагается при капитализме — пока одни рубят уголь, другие рубят «бабки». При этом дымовая труба Экибастузской ГРЭС-2 -самая высокая в мире — 419,7 метров. Как бы в насмешку, микрорайон, где установлен этот дымоход, называется Солнечным. Степенный дым неторопливо тянется до самого Телецкого озера на Алтае, где его уважительно кличут Экибастузом. Юго-западный ветер с пеплом порой бывает сильным и мешает телецким гребцам тренироваться, откуда и пошло его второе название — «гребанный Экибастуз» . Уточняю — прозвище относится к ветру, а не к городу.
Самые стойкие струйки дыма при попутном ветре достигают даже Тибета. Монахи поклоняются ему, полагая, что этот пепел излечивает от творческого бесплодия.
Экибастузцы — народ прямой и демократичный. Как говорят в этом городе — одна соленая голова хорошо, а две — лучше. Они также уверены, что на них держится вся область, особенно эти сибариты в областном центре.
Сами жители Павлодара не сомневаются, что это они содержат всю область, а, возможно, и страну, в том числе добывают уголь, доят коров и выращивают овец, а понаехавшие всем на халяву пользуются. В Павлодаре традиционно чисто еще со времен СССР. Приезжая в Алматы павлодарцы капризно морщат носики и картинно говорят: «Чё у вас везде мусор валяется?» А в священную пятницу, даже будучи в отпуске, они с утра соскакивают и порываются идти на субботник по очистке города. Если у Стругацких понедельник начинается в субботу, то у павлодарцев субботник — в пятницу. Хорошо, что в городе не ввели семь пятниц на неделе…
Для многих павлодарцев Таможенный союза, про крайней мере с Россией. существовал всегда. Обычное дело для местного бизнесмена завтракать в Аксу, обедать в Омске, а ужинать у подруги в Барнауле. У тех, кому за 40 крепка ностальгия по СССР — «Вот раньше жизнь была!» — вздыхают, сидя в салонах своих джипов те, кто раньше не мечтали даже о «Жигулях». — А сейчас с работой проблемы».
Ну и конечно, все павлодарцы патриоты своего города. Даже в знаменитой песне нашего земляка Масалимова в припеве после слов «Здравствуй столица, ты вольная птица … все время звучит рефреном — «с Павлодара». Правда, местные жители жалуются, что в городе после ввода ряда заводов, в частности, электролизного, частенько выпадает снег розового цвета. Статистика такова — количество загрязняющих веществ от всех стационарных источников по области в 2013 году составили почти 18 млн тонн, годовой рост — 11,2%. Экстрасенсы утверждают, что это снег краснеет от стыда за качество очистных сооружений. Такое и вправду случается в природе — к примеру, прошлой осенью ряд рынков в Алматы сгорели от стыда за свое противопожарное качество…
Еще на региональную ментальность заметно влияют комары, которые в Павлодаре в удачный сезон нагуливают размеры воробья и нередко отбирают у последних еду. Павлодарский комар необычайно живуч — даже в 30-ти градусные морозы есть риск быть укушенным этими насекомыми на остановке. А крови они могут выпить столько, что если поймать их живыми, то из них получатся отличные доноры. Упитанный комар-трехлетка способен безболезненно сдать до 100 мл крови, причем, разных групп. К сожалению, иные комары переносят не только безобидные болезни — тропическую малярию, тиф, но и вирусные коррупционные правонарушения, стригущий трайбализм, и поэтому их в Центре крови не приветствуют.
Напоследок, немного о сладком — в бывшем Лебяжьем, ныне Аккуском районе мало лебедей, зато там самые вкусные арбузы страны. Они легко умещаются в бюстгальтере третьего размера, но сахара в нем столько, что если выжать арбуз на ведро смородины и прокрутить, получится отличное варенье. Новые лебяжинцы мечтают на этих арбузах делать «лимоны».
Словом, павлодарцы — отличные ребята! От других…