Чтобы стать художником, нужно иметь талант. Чтобы твои картины участвовали в выставках, нужно усердие и терпение. Чтобы стать известным и признанным художником, нужна удача и постоянное движение вперед. А что нужно делать, чтобы твои картины покупали сильные мира сего, мы решили узнать у художницы Лейлы Ахмет Осман. Среди ценителей ее творчества короли и президенты — Хуан Карлос, Нурсултан Назарбаев, Владимир Путин, и т.д.
— Насколько я знаю, ваши картины пользуются популярностью у сильных мира сего. Как они на вас выходят? Откуда узнают о ваших работах?
— На выставках, через искусствоведов, через знакомых моих, да по-разному. Когда Нурсултан Абишевич искал подарок королю Испании Хуану Карлосу I, был объявлен тендер, проведена выставка, там мою работу «Летящий сокол» и выбрали. Другая моя картина попала к самому Назарбаеву, но выбирал не он, конечно, а его представители. Еще одна работа есть у Путина. Хотя я об этом не очень люблю говорить, это как-то неудобно. Мои картины есть у некоторых казахстанских высокопоставленных чиновников, но я не буду называть их фамилии.
— А какие картины у вас покупают для высокопоставленных лиц?
— Философские. На тюркскую тематику. Например, «Мать-волчица». Меня уже несколько копий попросили сделать. Или «Летящего сокола», который принес в своих лапах Солнце и Луну. У меня эта идея в четырех версиях есть. Или Тенгри-Умай. Ну, такие философско-символические картины.
— На ваш взгляд, социальное положение людей влияет на их художественный вкус?
— Богатые люди покупают, в основном, гобелены. Это работа затратная и по времени, и по материалам. Играет роль и история. Всем известно, что эти предметы искусства использовали для украшения внутренних залов замков. И когда богатые люди делают подарок, они дарят либо гобелены, либо скульптуры. Это одни из самых дорогостоящих категорий искусства. Живопись покупает уже средний класс. Конечно, зависит еще от того, какая живопись, я имею в виду, по технике исполнения. Если речь идет об известных художниках, Матиссе или Моне, тут цена вопроса, конечно, другая.
— А по тематике есть разница в предпочтениях между классами?
— В тематике кто-то любит бытовуху, юрты и так далее. Кто-то любит более творческие вещи. И дело здесь не столько в социальном статусе, сколько в образовании. Бедный, но образованный человек сможет оценить работу — не сможет ее купить, возможно, но определенно оценит. А многие богатые люди сейчас без образования. И им этот полет фантазии не нужен. Но здесь есть еще один фактор — вкус. И часто дело в нем. Но образование, как правило, главный диктатор понимания творчества как такового. И когда вкус и образование сочетаются, люди уходят от бытовухи.
— Многие считают, что за успешным человеком, в том числе и за вами, стоит высокопоставленный родственник. Это так?
— Нет. Я просто часто выставляюсь, много работаю и занимаюсь только своим делом. Как художник. Я только в искусстве и творчестве. Мне никогда никто дорогу не прокладывал, я все сделала сама. Не то, чтобы я за всеми бегала. Просто делаю выставку, приезжают какие-то люди, как часто это бывает, смотрят, а потом делают предложения выставляться где-нибудь еще. И чем больше я выставляюсь, тем больше появляется предложений. Но в большей степени выставки проходят благодаря моим друзьям. А так дяди-министра у меня нет, к сожалению.
— Сейчас в моде картины с изображением юрт, лошадей и степи. Что пишите вы?
— У меня творчество разделено на 3 направления: концептуализм, символика и работы по тюркским мотивам. Мне никогда не нравилась бытовуха. Я считаю, что рисовать юрты, лошадей — это бытовуха. Эти пейзажи всем известны, все это видят, и мне не хочется «перефотографировать» одно и то же и делать, как все. Я люблю более тонкую и глубокую философию, которую нужно найти в каждой детали. Даже, например, взять полынь или любой цветок — его же тоже можно как-то обыграть! А если делаешь национальные какие-то вещи, не обязательно рисовать шанырак, чалму, хана, коня на заднем плане — я не считаю это произведением искусства.
— Какие модные тенденции сейчас существуют в мире живописи?
— Смотря где. В Америке сейчас больше любят либо contemporary art, либо очень хорошо прорисованный реализм. В Казахстане люди, не относящиеся к искусству, если честно, больше любят бытовуху. Если конь есть — это здорово, и покупают картину. Но это мое мнение. При этом, есть категория людей вне искусства, но разбирающихся в нем. Многие читают, путешествуют, наблюдают и так у них свой вкус нарабатывается.
Лейла Ахмет Осман родилась в Алматы в 1973 году. Рисовала с детства, причем, и после уроков, и вместо них, за что регулярно «получала» от родителей и учителей. Переходный возраст Лейлы совпал с повсеместными районовскими разборками. Когда все ходили драться двор на двор, район на район, она рисовала. Чтобы направить энергию в конструктивное русло, родители отдали девочку в только что открывшийся художественный колледж. Лейла с 13 лет с головой ушла в творчество: «Я себя нашла в этом, мой характер сильно изменился, и времени не оставалось на какие-то другие дела и поступки».
Уже 12 лет Лейла живет в Америке со своим мужем и тремя детьми. Каждые 3 месяца прилетает в Алматы. По ее словам, здесь у нее много работы, в Америке же у нее есть все условия для занятием творчеством.