Великий Хан-Океан, чья ошеломляющая жизнь начисто затёрла воспоминания о незадачливом царевиче Темучине (Тэмуджине), сыне Есугэй-баатура из знатного рода Борджигинов, умер в августе 1227 года. И сразу же как бы раздвоился для истории. В то время как охладевшее тело реального Чингисхана, персонажа истории, лежало в ханской юрте, другой Чингисхан, легендарный герой, обречённый на бессмертие, продолжал руководить штурмом тангутской столицы Эцзин-ай (Идзин-ай). Нойоны скрыли от войска факт кончины грозного правителя и город, население которого трепетало перед самим его именем, очень скоро прекратил сопротивление. Развалины Хара-хото, обнаруженные Козловым во время его Монголо-Тибетской экспедиции 1907 – 1909 годов – это остатки именно Эцзин-ая.
Похороны Чингисхана стали волнующей загадкой истории именно в силу этой мемориальной раздвоенности. Всё это живо напомнает знаменитую мусульманскую легенду об Али, «льве Аллаха», победителе дэвов, джинов и драконов, согласно которой траурный верблюд с телом святого, разделился на семь верблюдов и разошёлся в разные стороны – так что могилы зятя Пророка разбросаны ныне по всему Востоку, от Неджеда, до Шахимардана.
И как не припомнить другую историю, от которой на просторах Евразии, в диаметрально противоположных местах, до сих пор почитаются многочисленные могилы другого повелителя джинов – Соломона-Сулеймана.
Примерно то же случилось и с Чингисханом. Недаром он, под конец своей бурной, земной жизни тщетно заботился о физическом бессмертии. И даже, подобно китайским императорам, заигрывал с признанными экспертами в этой области – даосскими монахами. Поиски утерянной (или сокрытой) могилы Потрясателя Вселенной, до сих пор не позволяет расслабиться археологам и историкам, искателям сокровищ и сокровенных знаний, эзотерикам и колдунам, патриотам и поклонникам.
А, между тем, ещё совсем недавно, во времена открытия Центральной Азии путешественниками-классиками XIX века, все монголы хорошо знали – где покоится прах Хана-Океана.
… В 1884 году, экспедиция Григория Потанина, прошла Монголию и пересекала степи Ордоса, на северной окраине Китая. Вот здесь-то, недалеко от озера Чаган-нор, знаменитый исследователь Глубинной Азии и обнаружил мавзолей Чингисхана. Причём, никто не собирался скрывать от чужеземцев место упокоения великого праха – напротив, мавзолей был весьма раскрученной достопримечательностью и святыней, получавшей немалую выгоду от поклонников.
Вот как описывает это сам Г. П.
«Верстах в 10 к ю. от озера Чанган-нор находится святыня целого Ордоса ,так называемый Ихи-Еджен-хоро, т. е. юрта с остатками Чингис-хана. Хоро, значит «ставка», резиденция; Еджен — титул, который придаётся Чингис-хану; ихи – большой… Ихи-Еджен-хоро находится на восточном берегу реки Джамхак, которая течёт на север, в Улан-мурен… Между барханами мы увидели две группы юрт – одна вправо, другая влево. Вправо юрты были закоптелые, очевидно жилые; влево всего две юрты с чистыми не закоптелыми верхами. Эти последние и были хранилищем останков знаменитого хана, а жилые юрты принадлежали тархатам; под этим последним именем известно немногочисленное сословие, обязанное охранять ордосскую святыню.»
Потанин осмотрел «могилу» не только снаружи и даже сделал фото (оно приводится), но и зашёл внутрь Ихи-Еджен-хоро. А вернее – заглянул внутрь.
«Так как внутренность юрты освещалась только из той, отварённой двери, перед которой мы сидели, то разглядеть, что в юрте находится было очень трудно… Всё, что я разглядел, заключается в следующем. Под сводом юрты находится четырёхугольное деревянное здание; в дверь видна внутренность комнаты, ограниченной четырьмя остальными деревянными стенами, у задней, т е. северной стены, виден стол, на котором стояло пять медных вазочек, в них горело масло. Сзади каждой вазочки стоял жестяной щиток, узоры которого трудно было разглядеть. Над светильниками на стене привешено зеркало. Тут вероятно дверь, ведущая в северную юрту, но она заставлена столом. Что содержится в задней, северной юрте, ни увидеть, ни услышать рассказа о том от тархатских старшин мне не удалось.»
Вот так. Что хранилось в темноте второй юрты – осталось тайной. Может быть – всё дело в зеркале? Хотя, скорее всего, никакой «страшной тайны» и не было.
Известно, что тархаты (дархаты), подобно ишанам священных мазаров, жили подаяниями. Но не ограничивались сбором, поступавшим с приходящих паломников. Регулярно взяв с собой «меч и знамя Чингисхана», они отправлялись в мытарства по окрестным кочевьям – требовать дань. Бизнес на прахе, будь то великий хан, или какой-нибудь король поп-музыки – всегда было делом креативным. И весьма-весьма прибыльным.
Несмотря на то, что про «кочевую гробницу» Великого Хана знали многие, это вовсе не уменьшило числа искателей его настоящей могилы.
…Ну, а что случилось с Ихи-Еджен-хоро? Это – вопрос. Но, опять же – не для Азии. В Азии ничего никуда не девается. Говорят, что один из тибетских панчен-лам запер гроб с костями Чингисхана на ключ и увёз этот ключ в монастырь Ташилунпо. Таким образом, буддийский иерарх попытался остановить кровавые жертвы духу Потрясателя. Кстати, сам этот дух, оказался, подобно многим другим, «прирученным» буддийскими священниками – идамом ламаизма, хранителем веры.
А может всё ещё проще, и дархаты просто собрали свои юрты и … до сих пор кочуют где-то в дебрях Глубинной Азии?
P. S. Кстати, тем искателям сокровищ, которым некогда читать классические труды путешественников-классиков, небезынтересно будет узнать, что Потанин видел не только «могилу Чингисхана», но также посещал и «могилу жены Чингисхана». А что, как их похоронили вместе?