В принципе логично, что население крайне болезненно реагирует на любые слухи о девальвации национальной валюты. Этого следовало ожидать после двух прошедших в стране девальваций. Отсюда волны паники, которые периодически появляются на любых возможных слухах, а дальше уже волны распространяются все шире, охватывая новые группы населения. Естественно, что банки и обменные пункты не рассчитывают на внезапно возникший ажиотажный спрос и у них может в данный конкретный момент закончиться валютная наличность. Людей внезапно возникший в обменнике дефицит беспокоит еще больше, и процесс нарастает.
При этом люди, по понятным причинам, часто не верят официальным заявлениям о том, что валюты достаточно, ее просто надо подвезти и нет оснований для паники. Они легко «вспыхивают» как порох, но также легко остывают, если несколько дней ничего не происходит. Хотя для государства и особенно банков — это большая проблема. Для государства любая паника невыгодна, банкам же, получается, нужно держать значительные объемы наличной валюты, на которую завтра может просто не быть спроса. Потому что в обычной ситуации людям все же больше нужны тенге для оплаты текущих расходов. Так что важно, что ситуация у нас не очень обычная, крайне нервозная.
Скорее всего, последняя волна паники возникла в связи с принятыми на этой неделе санкциями против России и угрозой начала в этой стране рецессии. В результате рубль со среды стал слабеть. В нашем обществе уже знают, что ослабление российского рубля оказывает негативное влияние на торговый баланс между Казахстаном и Россией и казахстанские власти вынуждены проводить коррекцию курса национальной валюты с целью выравнивания ситуации. Так было в обоих случаях с девальвацией. Поэтому, когда наши наблюдатели увидели проблемы с рублем в России, то подумали о возможности их повторения и у нас.
А тут еще и российский Центробанк повысил на этой неделе ставку рефинансирования с 7,5% до 8%. Этот решение уже вызвало критику со стороны российского министерства экономики, потому что ведет к увеличению ставок коммерческих кредитов, даже если они не связаны с кредитами Центробанка. Соответственно, кредиты для бизнеса станут дороже, проектов будет меньше, и спад в экономике России только усилится. А проблемы России — это теперь в значительной степени и наши проблемы, вследствие нахождения в ЕАЭС.
Но при всей нашей взаимозависимости с состоянием дел в российской экономике у нас нет прямой связи с процессами, происходящими в экономике соседней страны. Тем более, что девальвация в феврале была проведена с запасом. Беспокоиться надо будет только, если рубль упадет ниже какой-то критически важной точки, например, 42-44 рубля за доллар. Но это маловероятно, потому что фундаментальных причин для такого ослабления рубля пока просто нет. Платежный баланс у России положительный. К тому же, ослабление рубля приведет к инфляции, что создаст проблемы для уровня жизни населения, которое в значительной степени потребляет импортную продукцию.
У нас платежный баланс также положительный и это является достаточным основанием для стабильности тенге в настоящий момент. Торговый баланс с Россией остается на прежнем уровне, здесь нет глобальных изменений. Золотовалютные резервы достаточны, чтобы удовлетворить любой возникший спрос. Особенно, что касается наличных денег. За первое полугодие их количество и так сократилось на 4% и составило 1,452 трлн. тенге. Если даже гипотетически представить, что все их предъявят к оплате, что в принципе невозможно, Нацбанку нужно будет потратить меньше 8 млрд. долларов.
Другое дело, что денежная масса за первое полугодие 2014 года выросла на 15,6% и составила 13,4 трлн. тенге. Конечно, это может быть следствием возросших продаж банками второго уровня долларов Нацбанку после девальвации в связи с недостатком тенговой ликвидности на рынке. Но резервы Нацбанка выросли за указанный период на 9,2% и большую часть роста наверняка обеспечили компании-экспортеры.
В любом случае, в настоящий момент оснований для паники нет и если возникший спрос на доллары будет аккуратно удовлетворяться, то люди успокоятся. Хотя в нынешней достаточно нервной обстановке, особенно в связи с санкциями против России, никто не застрахован от повторения приступов паники.