Что чувствует террорист после успешного теракта? Триумф, эйфорию? Возможно, это ощущения первых часов. Поведение братьев Царнаевых, заложивших две бомбы на финише печально известного Бостонского марафона, прямо указывает: на смену радости от причиненной боли, страданий и смерти приходит отчаяние и паранойя — личность преступника деформируется. Возможно, это уже наказание, но… Не для полиции, которая шла по следу террористов. Постепенно Тамерлан Царнаев приближается к своей смерти, а Джохар — к моменту, когда потеряет брата, он сам ощутит острую пронзающую боль в своем теле и огромный мир для него вдруг сожмется до 4-х бетонных стен… Навсегда.
11.00
В Кафедральном соборе Святого Креста на Саут-энд собрались бостонцы разных национальностей и религий. Снаружи территорию патрулируют силовики со служебными собаками.
— Этому ты нас научил, Бостон, — говорит президент Обама на межконфессиональном молебне. — Преодолевать. Не терять собранности. Даже, когда больно. Даже, когда нещадно саднит сердце. Мы собираемся с силами… И мы продолжаем. Мы финишируем в гонке.
12.30
Президент Обама завершает молебен и покидает собор, чтобы посетить больницы и навестить раненых. Секретарь Агентства национальной безопасности Джанет Наполитано первой из официальных лиц публично озвучивает информацию о наличии у следствия двух подозреваемых. На совещании в агентстве она сообщает участникам, что “в распоряжении следствия имеется видео и двое человек, которых, в связи со взрывами, хотело бы допросить ФБР».
13.00
Дискуссии между полицией штата и федералами — давать ход фотографиям подозреваемых или нет. Полковник полиции штата Албен отдает пальму первенства в принятии решения ФБР.
— Мы ломали головы снова и снова — если мы выпустим эти фото, а террористы еще не сбежали из Бостона…Они же могут сбежать. Мы в своей работе всегда предпочитаем знать подозреваемых заблаговременно. Когда готовится захват, хочется контролировать ситуацию, чтобы те, за кем ты пришел, не ожидали, когда ты вломишься, — сказал полковник Албен. И добавил, что головной боли добавляли СМИ, начавшие публикации различных фотографий с марафона со своими предположениями о террористах на раскадровках. У полковника все еще серьезные основания не согласовывать выпуск фотографий: — Я считал, что даже если их пока не опознали, подозреваемые могли думать, что у нас есть их данные. Я боялся, что они убегут или надолго и надежно спрячутся.
14.50
ФБР дает объявление о готовящемся на 17-00 пресс-брифинге.
16.02
Джохар Царнаев пользуется карточкой доступа в свое общежитие. В последний раз.
Перед этим он опубликовал сообщение одного саудовского теолога, Муфтия Исмаила Менка: “Наши отношения и поведение могут лишить нас внешней красоты, независимо от того, насколько хорошо мы выглядим. И они же могут добавить нам красоты”. Это последняя запись в его Twitter-аккаунте.
Потому что к моменту прибытия в общежитие, кадры с его лицом были распространены среди гражданских и силовиков.
17.00
— В течение больше чем сотни лет ФБР полагалось на общественность как на свои глаза и уши, — сообщает на брифинге старший агент ФБР Рик Делорье. — С помощью СМИ эти снимки будут представлены вниманию миллионов людей мира. Где-то есть люди, которые знают их как друзей, родных или коллег.
— В нашем случае, нет такой информации, большого ли, малого ли объема, которая была бы не нужна. Каждый новый кусочек данных помогает нам восстановить картину, — добавил Рик Делорье.
В отношение подозреваемых г-н Делорье сказал следующее:
— Они чрезвычайно опасны. Никому к ним близко не подходить….Не пытаться их преследовать и задерживать. Ждать силовиков.
17.15
В общежитии ЮМасс Дартмут, где проживает Джохар Царнаев, с учебы возвращается Памала Роулон и включает телевизор, чтобы увидеть в нем знакомое по студенческому городку лицо.
— Мы еще прикололись — «о, да это же Джохар!», но потом решили, что не он… Наш Джохар-торчок-кайфарик — и террорист? Нет…Никогда…Ни за что.”
Кто-то из подписчиков Джохара в Twitter пишет ему сообщение: «Это ты? Не знал, что ты ходил на марафон!!!!”
Сегодня, восстановив цепочку событий, силовики считают, что в то время у братьев созрело решение уехать в Нью-Йорк, чтобы атаковать Таймс-Сквер, этот знаменитый «Перекресток Мира». Но у них не было ни достаточно денег, ни нормальной машины для свободы передвижения. Зеленая «Хонда-Цивик» Джохара уже засвечена. А также у братьев нет достаточно оружия — после гибели старшего и захвата младшего брата, у них нашли один пистолет и один дробовик.
Движимые желанием завладеть дополнительной огневой мощью, братья нападают на Шона Колье, офицера полиции студенческого городка Массачусетского технологического института (МТИ). Шон вырос в районе Вильмингтон. У него было пятеро братьев и сестер. Все говорят, что он был прирожденный коп. На момент встречи с братьями он ожидал перевода на более серьезный фронт работ в полицейском департаменте района Сомервилль. Вспоминает шеф полиции МТИ Джон ДиФава:
— За пару месяцев до гибели он пришел ко мне и сказал, что у него появился шанс перейти в Сомервилльский район, на более сложную оперативную работу. Я сказал ему, что он мне ничего не должен. Он хорошо работал на меня и я не собирался мешать ему улучшать его карьеру.
21.15
Братья Царнаевы двигаются в сторону МИТ. Шеф ДиФава усиливает посты на вверенной территории. Офицер Шон Колье находится на дежурстве, начавшемся в 15-00 и заканчивающимся в 23-15.
21.30
Шон Колье — в патруле. Он паркует машину на пересечении улиц Вассар и Мэйн. Это место знаменито тем, что лихие нарушители часто через этот перекресток проникают на территорию городка, чтобы избежать долгого красного цвета светофора и сократить себе дорогу.
“Мы всегда просим патрульных обращать особое внимание на этот пятачок», — вспоминает шеф ДиФава.
Шеф ДиФава подъезжает к месту парковки Колье и задает обычный вопрос:
— Как тут?
— Да ничего… Смотрю, чтобы никто не нарушал, — говорит Колье.
— Ну и славно, — и ДиФава уезжает.
22.00 — 22.30
ДиФава закончил обход постов и зашел домой. Ему звонит его заместитель: «Шон Колье застрелен.»
Предварительная версия его гибели основывалась на предположении, что Шон был убит, когда активно реагировал на какое-то нарушение. Позже было установлено, что это не так. Это назвали «хладнокровной и подлой казнью»: на видео, которое было опубликовано после завершения следствия, было видно, как Шон спокойно сидел в своей машине, а братья приближались к нему с задней стороны. Пять выстрелов, два — в голову.
— У него не было никаких шансов, — резюмировал ДиФава.
Братья пытались извлечь пистолет, но оружие заклинило в кобуре.
— Особая конструкция кобуры не позволяет человеку, незнакомому с ее секретами, легко извлечь пистолет. Это не дало преступникам завладеть пистолетом, так как он был надежно закреплен, — сообщил позже ДиФава. Сегодня, все еще непонятно, что привело Царнаевых на тот перекресток и почему они напали именно на Шона Колье: — У нас до сих пор масса незакрытых вопросов.
Через некоторое время Тамерлан направит оружие на другого человека и скажет ему: «Я только что убил человека в районе Кембридж.»
23.00
26-летний предприниматель из района Кембридж решает прокатиться на своем новом внедорожнике «Мерседес» за 50 000 долларов США. Это — китайский эмигрант со сложным именем, который любит, чтобы к нему обращались на американский манер — Дэнни. Машина 2013 года выпуска. В районе студгородка он видит скопление полиции.
Он едет мимо и далее — на Брайтон Авеню, где он собирается притормозить, чтобы ответить на СМС.
Сзади паркуется старенький седан, оттуда выходит худой юноша и стучит в окно со стороны водителя. Дэнни приспускает стекло и видит направленное на него дуло пистолета.
23.00 — 00.15
— Ты же знаешь про бомбы на Бостонском марафоне, не так ли? Это сделал я. Не будь дураком, — говорит Тамерлан. Тамерлан забрался в машину и дал команду — следовать через Брайтон и Уотертаун в направлении Кэмбриджа.
У Дэнни с собой всего 45 долларов. Тамерлану надо больше, и он вслух думает о поездке в Нью-Йорк, и где достать еще наличности. Он включил компакт-диск с восточной религиозной музыкой. Он говорит о получении студенческого кредита. Дэнни тихо молится и боится, что его убьют. Джип «Мерседес» преодолевает Брайтон и пересекает Чарльз-ривер в сторону района Уотертаун, далее на Арсенал-стрит. Тамерлан отбирает у Дэнни бумажник и требует код доступа к платежной карте.
Он приказывает Дэнни притормозить в Восточном Уотертауне. Сзади тормозит Honda Civic. К «Мерседесу» подходит патлатый Подозреваемый №2, лицо которого знакомо Дэнни. Тамерлан выходит из машины и приказывает Дэнни пересесть на переднее пассажирское сидение, а также предупреждает, что убьет его, если он задумает неладное. Братья перебрасывают тяжелые сумки из «Хонды» в багажник джипа Дэнни.
Тамерлан садится за руль, а сзади размещается Джохар. Позже Дэнни сказал: “Я сразу узнал его…Я на все 100% был уверен, что этот человек абсолютно похож на подозреваемого».
В какой-то момент Дэнни спросил своих похитителей:
— Вы сделаете мне что-то плохое?’
— Нет, тебя мы трогать не будем. Мы тебя где-нибудь сбросим. Наверное, тебе придется пешком пройтись миль 5, и если тебе повезет, тебя подберут.
Тамерлан паркует джип у здания Bank of America в центре Уотертауна. Джохар, снимает с карточки долларов 800. Дэнни просит Тамерлана разрешить ему отстегнуть ремень безопасности, чтобы достать куртку из багажника, так как он замерз. «Тогда я подумал, что вот хороший момент сбежать».
Мешает пришедший на сотовый Дэнни СМС. На китайском языке. Тамерлан нервничает и требует ответа, кто это и что они хотят. Он отбирает телефон и пишет при помощи программы англо-китайского перевода, что Дэнни приболел и спит у друга дома. Сообщение изобиловало ошибками, на что обращает внимание сокурсница Дэнни, которая писала ему ранее. Она встревожена и понимает, что так по-китайски Дэнни писать не умеет в принципе.
00.03
Приходит еще один СМС.
Тамерлан направляет пистолет на Дэнни:
— Ответь. Скажешь хоть слово на китайском и я убью тебя.
— Где ты? — на китайском пишет девушка Дэнни.
— Сегодня у друга заночую. Извини, надо идти, — пишет Дэнни. Тамерлан поздравляет его с тем, что все пока идет гладко.
Тамерлан ведет машину мимо бизнес-школы Гарварда и паркуется на АЗС «Шелл», для дозаправки.
«Может, сейчас я смогу…”, — думает Дэнни. “Может, это — мой последний шанс.”
Джохар вышел из машины с картой Дэнни, чтобы заплатить.
00.15
Прошло примерно полтора часа с момента похищения. Дэнни понимает, что пора что-то делать. Двери машины не закрыты. Джохар в магазине. Тамерлан отвлечен — он борется с прибором глобального позиционирования. Пистолет засунут в отсек двери со стороны водителя.
“Я думал, что мне надо сделать следующее — отстегнуться, открыть дверь и бежать, как можно быстрее. Если бы не так, они бы убили меня прямо там».
Тамерлан попытался ухватить Дэнни за рукав… Свой телефон Дэнни оставил в машине. Он отбегает за свой джип, чтобы в него не попали, если будут стрелять. Тамерлан изрыгает классическое непечатное — “F—!”. Дэнни бежит через Ривер-стрит в сторону АЗС «Мобил», которая так кстати очень хорошо освещена. Дэнни бежит к телефону, чтобы набрать 911.
Братья Царнаевы подходят к началу конца. Они упустили свидетеля. Они находятся внутри украденной машины. У них мало патронов и они не смогли добыть еще один пистолет. Они ругаются и продолжают движение в сторону Уотертауна.
Продолжение следует