Пока народ судачил о том, повлияют ли на цены на продовольствие в Казахстане экономические санкции против России и ответное эмбарго на ввоз сельхозпродуктов, в стране тихо подорожал бензин. Подорожал в очередной раз. И опять в преддверии осени.
Цена на горючее – больной вопрос для всей глобальной экономики, напрямую связанной с политической ситуацией на планете. Именно она ставит перед международным сообществом массу вызовов, оказывая влияние на развитие всех национальных экономик. Существуют риски, связанные с политикой отдельных государств, в частности ряда стран Ближнего востока и Северной Африки. Свое воздействие оказывают и природные катаклизмы. Все это в комплексе формирует цепную реакцию, которая сказывается на экономическом развитии каждого государства. И нашей страны в том числе.
Сегодня ситуация на рынке нефти такова, что практически с 2001 года котировки мировых цен на нефть марки brent, добываемой в Северном море, держатся на высоком уровне. И, как считают многие финансовые аналитики, причины, способствующие росту цен на «черное золото», найдутся всегда.
Во-первых, это постоянное увеличение потребления нефти. И, прежде всего, со стороны США, которые на сегодняшний день остаются крупнейшим ее потребителем в мире. Во-вторых, это накачивание банками развитых стран своих экономик деньгами, которые в конечном счете идут на рынок нефти. И, наконец, третья и на сегодняшний день основная причина – это гражданская война на Украине и в большей степени в Ираке и Ливии, являющимися крупными нефтедобывающими странами. События в этих полуразвалившихся государствах приобрели явно затяжной характер. И неопределенность ситуации является одним из самых основных факторов, поддерживающих высокие мировые цены на нефть, что напрямую отражается на потребителях.
Но Казахстан сам является нефтяной державой. Однако, глядя на ценники на автозаправочных станциях, этого не скажешь. Каждый год в одно и то же время цена бензина обязательно повышается, увлекая за собой и цены на все остальное. При этом различные санкции, применяемые в отношении каких бы то ни было государств, войны на Ближнем Востоке, крушения Боингов и Фукусимы тут абсолютно не при чем. Мы ведь сами добываем «черное золото», а не покупаем его на мировом рынке. Почему же тогда ежегодно растет цена бензина?
Вообще, ситуация на отечественном рынке ГСМ всегда была непонятной. В отличие от происходящих время от времени перепадов мировых цен на сырье стоимость бензина в Казахстане растет из года в год стабильно. В лучшем случае ненадолго остается на одном уровне. За последние 8 месяцев нефть на мировом рынке дешевела и дорожала несколько раз, но пропорционального падения цены на бензин в стране не наблюдалось.
Чиновники Агентства РК по защите конкуренции, как бы оправдываясь, дежурно заявляют, что решение о повышении цены на бензин принимается исключительно нам во благо. Якобы эта мера направлена на насыщение рынка, который в настоящее время испытывает дефицит нефтепродуктов, и носит временный характер. Так они говорят каждый год в одно и то же время. А еще говорят, что в случае стабилизации ситуации по поставкам государственные органы могут рассматривать вопрос о снижении цен.
Хотелось бы верить. Но, во-первых, уже даже дети знают, что дефицит этот, как по расписанию, возникает ежегодно ближе к осени, а иногда и весной. Во-вторых, за всю историю независимого Казахстана бензин еще ни разу не дешевел. (Хотя один раз было. Помнится, вырос он однажды на десять тенге, затем подешевел на три). В третьих, на рынках страны уже подорожало мясо, постепенно дорожают другие продукты питания и товары народного потребления. И если чудо все же случится и бензин подешевеет, то все остальное уже вряд ли. Потому что у нас в стране ничего никогда не дешевеет. Остается только надеяться, что на этом уровне стоимость горючего продержится, как минимум, до следующей осени. А к тому времени мы постараемся быть морально готовыми к очередному прослушиванию сказки про то, как все три НПЗ одновременно встали на ремонт, и про то, как на мировом рынке резко подорожала нефть, и про то, что весь бензин ушел на уборку урожая.
Даром, что у каждой приличной конторы сегодня свой сайт имеется, а на нем рубрика «вопрос-ответ». Попробуйте воспользоваться и спросить, что вас интересует. Будете ждать ответа, как соловей лета. И не факт, что дождетесь. Вот и мы, для исключительно для очистки совести обратившись по электронному адресу, предсказуемо поймали в ответ тишину и решили попробовать все-таки разобраться в этом насущном для всех нас вопросе самостоятельно. Интересовало, разумеется, нас одно: как и из чего формируется цена на бензин?
Продавцы ГСМ на проводимых в свое оправдание пресс-конференциях кивают на девальвацию. Это, мол, все она – проклятая. Вон, дескать, когда еще была. А мы с тех пор только сейчас цену повысили, и все это время торговали себе в убыток.
В свою очередь нефтяники жалуются на то, что, дескать, платят сразу несколько видов налогов, а государственный бюджет во многом зависит от экспорта энергоресурсов. Ведь с нефтяной иглы мы пока так и не спрыгнули. Таким образом, мол, это направление на особом контроле и т.д. и т.п.
Однако знакомый менеджер одной из компаний по продаже ГСМ поведал, что на одних только слухах о подорожании топлива компания с одной тысячи литров моет поиметь 250-300 долларов чистой прибыли. Средняя бензиновая компания имеет от 30 до 50 автозаправочных станций. А крупные, так вообще до 300 и более.
Одна АЗС за один день продает в среднем от 2 до 5 тысяч литров самого ходового 92-го бензина. Но расположение заправки бывает таким, что она в легкую реализует до 10 тысяч литров в сутки.
Получается, если прибыль с одной тысячи литров 250-300 «зеленых», то с пяти тысяч навар «взлетает» до полутора, а то и до двух тысяч. При помощи несложных арифметических действий приходим к выводу, что мелкая компания, имеющая в своем распоряжении от 5 до 10 АЗС получает от 7 до 15 тысяч долларов. Средняя (30-40 АЗС) – порядка 45 тысяч «зеленых», ну, а крупная может поиметь от 150 до 450 тысяч долларов в хорошие сутки. И это только на одной марке бензина.
Хотя справедливости ради стоит сказать, что такие праздники бывают только в периоды ажиотажа. При этом в «шоколаде» обычно больше оказываются розничные торговцы, нежели оптовики. Поскольку именно те, кто торгует в розницу, имеют возможность прикупить товар и придержать его до повышения цены. Именно так в этот раз и поступила одна известная крупная компания с королевским названием.
Разбираемся дальше. Годовая потребность в ГСМ в Казахстане составляет примерно 2,5 – 3 миллиона тонн. Порядка 30-40 процентов от этого количества завозится к нам из России. В основном это высокооктановый бензин марки АИ-92 и выше. Есть сведения, что после девальвации, которая произошла не только у нас, но и у соседей, цена на бензин у них тоже поднялась. Предположим, так оно и есть. Но если раньше немалую часть цены «съедала» таможня, то сейчас-то ее нет. Так почему же это опят-таки не отражается на стоимости бензина?
Прокомментировать ситуацию мы попросили специалиста Центра ситуативных исследований и экономического анализа Александра Гойко:
— Особенность внутреннего рынка ГСМ в Казахстане в том, что при повышении мировых цен на нефть владельцы компаний, торгующих топливом, всеми доступными средствами добиваются разрешения пропорционально поднять розничную цену, мотивируя тем, что начинают нести убытки, — говорит он. — Но, если цена «черного золота» идет на убыль, этого не замечают. Таким образом, стоимость бензина в Казахстане только растет. В связи с этим не только финансовые аналитики, но и простые автолюбители еще весной предсказывали осеннее повышение цен.
— Во всем мире внутренние цены чутко реагируют на колебания на мировом рынке. Уже не говоря о снижении цены, возможно ли когда-нибудь в Казахстане такое, чтобы цена бензина держалась на одном уровне хотя бы два-три года?
— Механизмы ценообразования на казахстанском топливном рынке далеки от цивилизованных и требуют жесткого контроля со стороны государства. Неразвитость рынка делает цены на ГСМ практически независимыми от динамики мировых цен на нефть. Так что рассчитывать на это не приходится.
— Представители Миннефти и газа утверждают, что знают, как насытить отечественный рынок бензином. Еще несколько лет назад они предлагали ежегодно перерабатывать по толлинговым схемам до 1,5 миллиона тонн казахстанской нефти в соседних странах, в частности, в Китае. По их оценкам, благодаря этому Казахстан сможет получать около 960 тысяч тонн бензина АИ-92 в год. Но до сих пор мы этого не видим. И все-таки, значит ли это, что когда-нибудь в будущем весь бензин мы будем покупать в Китае?
— Учитывая ограниченные на данный момент инфраструктурные возможности, вряд ли стоит полагать, что Казахстан будет полностью обеспечивать свои потребности в ГСМ за счет КНР. К тому же заявленный объем переработки нефти в размере 1,5 миллиона тонн — это лишь около 15 процентов от объема, необходимого для обеспечения потребностей казахстанского топливного рынка. Здесь, скорее всего, речь идет лишь ликвидации хронического дефицита ГСМ за счет диверсификации рисков, связанных с возможными перебоями поставок топлива из России. К тому же уходить от зависимости в поставках от одной страны, чтобы попасть в зависимость другой, не есть целесообразно. С другой стороны, об этом, если мне не изменяет память, говорилось еще три года назад. Но до сих пор, как мы видим, все так и осталось на словах. Дело здесь в другом.
— В чем же?
— В решительности государства поставить заслон перед лоббистскими группировками. Но, поскольку, за весь период независимости это ни разу не удалось, можно сделать вывод, что здесь замешаны слишком серьезные силы.
Что собственно и требовалось доказать.
Итак, борьба за горючее проиграна. Как и прошлом году, как и в позапрошлом, как и пять, и десять, и двадцать лет назад. К сожалению, это приходится констатировать. Увы, несмотря на все старания правительства по удержанию цены на бензин, а вместе с ним и на все остальное, бензиновая мафия (уже мало кто сомневается в ее существовании) в очередной раз доказала, что ее победить невозможно.